Депрессия 14. Как справиться с депрессией, если вы подросток

В последнее время в прессе все чаще стали появляться сообщения о случаях самоубийства среди подростков. Чаще всего причинами самоубийства становятся депрессивные состояния. Такие состояния развиваются не за час и не за день. Депрессия – это длительно протекающее состояние. Продолжительность депрессии чаще всего более двух лет, однако, могут встречаться и менее краткосрочные состояния (от 2-х недель до 2-х лет).

Причины депрессии у детей

Развитию депрессии способствуют следующие факторы:

1. Патология раннего неонатального периода: хроническая внутриматочная гипоксия плода, рождение детей с асфиксией, наличие энцефалопатии новорожденных, внутриутробные инфекции. Все эти состояния приводят к поражению головного мозга.

2. Семейный климат: неполная семья, конфликты в семье, «сверхопека» матерями, отсутствие заботы со стороны родителей, отсутствие должного сексуального воспитания со стороны родителей. Очень часто в неполных семьях дети не могут рассказать своему родителю обо всех своих проблемах, особенно это касается семей, где дочь воспитывает только отец. В таких семьях дети замыкаются в себе, весь груз проблем ложиться только на их плечи, и иногда они с этим грузом не справляются. Частые конфликты в семье приводят к идеям у ребенка, что он является обузой для родителей, что без него им бы жилось намного легче. При наличии «сверхопеки» со стороны матери, дети не способны адаптироваться к окружающей среде и обществу, без отсутствия поддержки со стороны матери они становятся совершенно беспомощными. Подростковый возраст – это период экспериментов, особенно в сексуальном плане. При отсутствии сексуального опыта, очень часто могут возникнуть проблемы и неудачи при первом сексуальном контакте. При достаточной информированности ребенка в сексуальном плане это обстоятельство не вызовет у подростка отрицательной реакции, однако, при отсутствии полового воспитания, такая ситуация может негативно сказаться на подростке, что приведет к его замкнутости.

3. Подростковый возраст. Как уже говорилось выше, подростковый возраст – это период экспериментов. Помимо ранее описанных проблем, в этот период происходит гормональная и структурная перестройка организма. У девочек появляются первые месячные, у мальчиков ночные поллюции (ночное семяизвержение), изменяется форма тела, появляются юношеские прыщи. Из-за переизбытка гормонов дети становятся более агрессивными, в их среде появляются лидеры, которые диктуют тот или иной образ жизни. Если ты не соответствуешь этому образу, ты не можешь попасть в группу общения, а значит, ты оказываешься за бортом общественной жизни. Все это может привести к отчуждению ребенка из общества, появлению мыслей, что он не такой как все.

4. Частая смена места жительства. У ребенка должен быть круг общения, друзья. При частой смене места жительства ребенок не может завести полноценных друзей, с которыми он мог бы проводить свободное время, делиться секретами.

5. Проблемы в учебе. Современный учебный процесс слишком перегружен предметами, не каждый ребенок способен справиться со школьной нагрузкой. Отставание по школьной программе изолирует ребенка от его одноклассников, делая его очень уязвимым в психическом плане.

6. Наличие компьютера и Интернета. Достижения технологии позволили объединить целый мир, сузив его до монитора компьютера, однако, это плохо сказалось на способности молодежи к общению. У детей сужается круг интересов, они не способны ничего обсудить со своими сверстниками, кроме того, насколько он «прокачал» своего героя или скольких «ботов» он «замочил» вчера. Дети становятся стеснительными при личной встрече, им тяжело подобрать слова, ведь в компьютере так легко спрятаться за парой смайликов. При этом единственной формой общения у них является общение в чате.

Депрессия у ребенка может развиться вследствие воздействия острых или хронических стрессов (смерть или тяжелая болезнь близких, распад семьи, ссора с близкими людьми, конфликты со сверстниками и т.д.), но может начинаться вне связи с какими-то видимыми причинами на фоне полного физического и социального благополучия, что, как правило, связано с нарушениями нормального протекания биохимических процессов в головном мозге. Выделяют так называемые сезонные депрессии, возникновение которых связано с особой чувствительностью организма к климатическим условиям (часто проявляется у детей перенесших гипоксию, получивших различные травмы в родах).

Симптомы депрессии у ребенка

Депрессии подвержен в наибольшей степени подростковый возраст. Выделяют раннюю (12-13 лет), среднюю (13-16 лет) и позднюю (старше 16 лет) депрессию.

Депрессия проявляется классической триадой симптомов: сниженное настроение, сниженная подвижность и сниженное мышление.

Снижение настроения в течение дня при депрессии неравномерно. Чаще всего в утренние часы настроение более приподнятое, дети довольно охотно идут в школу. В течение дня настроение постепенно снижается, пик сниженного настроения приходится в вечернее время. Детей ничего не интересует, может беспокоить головная боль, в редких случаях возможно повышение температуры тела. Дети жалуются, что у них все плохо, что у них постоянные проблемы в школе, конфликты с учителями и учениками. Никакие успехи их не радуют, они постоянно видят только отрицательные стороны даже в самых хороших вещах.

Помимо сниженного настроения случаются так называемые вспышки очень хорошего настроения. Дети шутят, веселятся, однако, такое приподнятое настроение длится недолго (от нескольких минут, до часа), а затем сменяется опять сниженным настроением.

Снижение подвижности проявляется в нежелании двигаться, дети либо постоянно лежат, либо сидят в одной и той же позе, чаще всего сгорблено. Физический труд не вызывает у них никакого интереса.

Мыслительный процесс у детей замедлен, речь тихая, замедленная. Дети с трудом подбирают необходимые слова, для них становится проблематичным выстроить ассоциативный ряд (например, свадьба-невеста-белое платье-фата). На вопросы дети отвечают после некоторой паузы, чаще всего только одним словом или просто кивком головы. Происходит зацикливание на одной мысли, чаще всего с отрицательным оттенком: меня никто не любит, у меня все плохо, у меня ничего не получается, все стараются сделать мне что-то плохое.

У детей снижается аппетит, они отказываются от еды, иногда могут не есть несколько дней. Спят мало, беспокоят бессонницы, так как зацикливание на одной мысли мешает процессу засыпания. Сон у детей поверхностный, беспокойный, не позволяет организму отдохнуть в полной мере.

Мысли о самоубийстве возникают не сразу, чаще всего для их возникновения необходим длительный срок заболевания (от года и более). Одной мыслью о самоубийстве не ограничивается. Дети придумывают себе план действия, продумывают варианты ухода из жизни. Такой вариант течения заболевания наиболее опасный, так как с легкостью может привести к летальному исходу.

Помимо психологических нарушений очень часто возникает соматическая симптоматика. Такие дети часто обращаются за медицинской помощью с жалобами на общее недомогание, слабость, боли в груди, сердце, животе, головную боль, возможно повышение температуры тела, которое часто расценивается, как персистирующая (циркулирующая) в организме инфекция.

В связи с наличием психоэмоциональных нарушений дети начинают отставать в школе, теряется интерес к каким-либо развлечениям, дети перестают заниматься хобби, даже если до этого они уделяли ему все свое время.

Как уже говорилось ранее, течение болезни длительное и оно может протекать годами. Поэтому, если ребенок живет в семье с родителями, заметить симптомы достаточно легко. Другое дело, если ребенок проживает в общежитии. Днем сокурсники видят его обычного, без изменений, так как ухудшение состояния обычно происходит в вечернее время, а вечером ребенок чаще всего находится один в комнате общежития, где его никто не видит. Для администрации такой ребенок не представляет никакого интереса, так как он не нарушает порядка.

На что необходимо обращать внимание родителям?

В первую очередь необходимо разговаривать с ребенком, интересоваться его жизнью, проблемами в школе. Необходимо обращать внимание на интонацию, наличие планов на будущее, оптимистические взгляды на завтрашний день. Обращать внимание на наличие друзей у вашего ребенка, интересоваться, чем он занимается после школы. Необходимо обращать внимание на то, сколько ребенок проводит времени, не занимаясь никакими делами. У некоторых детей – это лень, однако даже самого ленивого ребенка можно заставить что-то делать, подкупив его, ребенка же с депрессией ничего не интересует, ни подарки, ни поощрения.

Замкнутость и отсутствие друзей иногда может наблюдаться также при онанизме, когда дети стараются уединиться, избежать посторонних глаз. Частые перепады настроения могут наблюдаться при приеме ребенком наркотических веществ. В этом случае обращают на себе и другие признаки наркомании: предпочтение ношения одежды с длинными рукавами, светобоязнь, повышенная раздражительность, не способность сконцентрировать внимание на одном занятии (неусидчивость), обнаружение шприцов, иголок, непонятных пакетиков.

Обследование ребенка с депрессией

Лечение детей с депрессией

При тяжелых случаях, когда ребенок высказывает суицидальные масли, в особенности, когда у него есть конкретный план ухода из жизни, лечение необходимо проводить только в стационаре, в отделении пограничных состояний.

При более легких формах заболевания лечение можно проводить в домашних условиях. Ребенок на протяжении всего курса лечения должен жить обычной жизнью: ходить в школу, заниматься домашней работой, ходить в магазин за покупками.

В педиатрической практике очень хорошо себя зарекомендовал препарат Адаптол. Этот препарат очень хорошо переносится, не имеет побочных действий, не вызывает сонливости. Препарат нормализует сон, улучшает настроение, усиливает устойчивость организма к психо-эмоциональным нагрузкам. Принимать препарат необходимо в дозировке 300 мг по 1 таблетке 3 раза в день. Продолжительность лечения от 2-х недель до месяца. При выраженной симптоматике, адаптол необходимо принимать в дозировке 500 мг 2-3 раза в день на протяжении 3-х недель, а затем перейти на дозировку 300 мг и продолжить прием еще 1 месяц. Этот препарат помимо психо–эмоциональной симптоматики, так же хорошо снимает соматические проявления депрессии: уходит боль, нормализуется температура. Применение адаптола при частых головных болях, болях в сердце, частых повышениях температуры тела, является одним из способов точно установить диагноз и выделить из группы детей пациентов с депрессией.

Так же в амбулаторных условиях можно применять такой препарат, как тенотен. Тенотен является гомеопатическим препаратом, который блокирует некоторые белки головного мозга. Хорошо снижает чувство тревоги, улучшает сон, нормализует аппетит. Препарат способствует улучшению концентрации внимания, нормализации памяти.

В тяжелых случаях применяют антидепрессанты: амитриптилин, пиразидол, азафен. Данные препараты должны применяться только под контролем врача, и желательно только в стационаре.

Но никакое лечение депрессии у детей не будет полным без позитивных изменений в его семье, родители должны принять «настоящего ребенка», его нужды и стремления вместо своих собственных ожиданий, вместо «ребенка своей мечты». При проведении психотерапии работают над укреплением самооценки ребенка, развитием его способности выражать свои чувства, делиться ими, шаг за шагом справляться с проблемами и конструктивно воздействовать самому на сложившуюся ситуацию.

Профилактика депрессии у детей

Для профилактики развития депрессии у детей необходима организация психологической помощи в школах и училищах, детям необходимо объяснить необходимость посещения психолога при возникновении проблем. Необходимо улучшать климат в семье, стараться заниматься какими-нибудь делами всей семьей (пикники, походы в лес, спортивные игры). Интересуйтесь жизнью вашего ребенка, покажите насколько интересно то, чем он увлекается, для вас. Старайтесь знать друзей вашего ребенка, однако, необходимо, чтобы это было ненавязчиво, все должно происходить в форме беседы, когда ребенок сам все рассказывает вам. Обращайте внимание на поведение ребенка, замечайте все новые пристрастия у вашего ребенка.

Самостоятельно ребенок не сможет выйти из депрессивного состояния , поэтому задача родителей вовремя обратить внимание на изменение в личности ребенка и обратиться за медицинской помощью.

Ребенок чаще должен находиться на воздухе, быть активным при дневном свете и отдыхать в полной темноте. Это благоприятно воздействует на весь организм, нормализует биоритмы.

Врач педиатр Литашов М.В.

Подростковый возраст – это период развития ребенка, для которого характерен ряд физиологических изменений в организме. Постоянные перепады настроения, протесты, капризы могут со временем привести к депрессионному состоянию. Этот период требует особого терпения и понимания со стороны родителей. Для того чтобы максимально разобраться в теме «депрессии у подростков симптомы» , давайте более подробно рассмотрим чем таким особенным характеризуется данный возраст.

Подростковая депрессия симптомы

У подростков очень часто наблюдается угнетенное состояние либо же депрессия. Оба понятия между собой очень похожи и порой выявить отличие бывает довольно сложно. Но все же специалисты выделяют несколько основных симптомов депрессии, на которые стоит обратить внимание:

  1. Присутствие постоянной апатии. При таком состоянии проявляется равнодушие, отсутствие всякого интереса ко всему происходящему.
  2. Потеря аппетита, даже самые любимые блюда становятся не в радость.
  3. Постоянные болезненные ощущения. Даже их слабое проявление оказывает навязчивое давление.
  4. Полное равнодушие ко всему происходящему.
  5. Забывчивость.
  6. Появление разных мыслей о смерти, а также нанесение себе телесных повреждений.
  7. Плохой сон ночью или его полное отсутствие.
  8. Постоянное желание побыть одному, избегание общения с окружающими.
  9. Появление тяги к курению, употреблению наркотических или алкогольных веществ.
  10. Рассредоточенное внимание, отсутствие сосредоточенности.

Подростковая депрессия, симптомы которой явно проявляются должны насторожить каждого родителя. Для того чтобы оказать своевременную помощь, нужно незамедлительно обратиться к специалисту. Он сможет оценить тяжесть заболевания и назначить лечение.


Может наблюдаться от 12 до 25 лет. И как показывает опыт специалистов, часто предрасположенность к ней проявляется на генетическом уровне. Если один либо же оба родителя имеют регулярное появление депрессионного состояния и часто обращаются за помощью к психиатру, то есть высокий уровень вероятности, что для детей такое состояние тоже будет характерным.

Нередко к депрессии приводят неблагоприятные семейные отношения. Постоянные ссоры и скандалы между родственниками, выпивающие родители, неполноценность семьи, несправедливое отношение к ребенку оставляют нехороший отпечаток на психологическом состоянии подростка.

Немаловажным фактором, влияющим на развитие депрессии, является окружающая среда ребенка и его место в обществе. Отсутствие понимания со стороны близких людей, низкий уровень успеваемости, постоянные угнетения со стороны сверстников и полное отсутствие авторитета могут привести к апатии, которая со временем перерастает в глубокое депрессионное состояние.


У подростка депрессия, что делать нужно в такой ситуации родителям? Первоначально вы должны знать, что есть два способа лечения такого состояния: это визиты к психиатру, а если это уже тяжелый случай, то так же вводится медикаментозное лечение.

Так же важно выяснить причину, почему подросток впал в депрессию, чтобы создать более благоприятные условия. Важна поддержка и дополнительное внимание со стороны родителей, друзей и учителей.

Помните, что лечение должен назначать только специалист и начинать самостоятельный прием антидепрессантов ни в коем случае нельзя, так как их неправильный подбор может только усугубить состояние вашего ребенка.

Депрессии подвержены люди всех возрастов, включая детей и подростков.

Основные признаки депрессии у подростков — крайняя степень подавленности, чувство безысходности, стремление отдалиться от окружающих, потеря интереса к занятиям, которые ранее приносили удовольствие, мысли о смерти.

Общие сведения о подростковой депрессии

Депрессия — психическое расстройство , при котором нарушается возможность чувствовать радость и удовольствие, падает работоспособность, наблюдаются различные соматические отклонения, исчезает желание жить и возникают мысли о суициде.

Является наиболее распространенной психической болезнью из всех: каждый человек в разные периоды своей жизни может заболеть ей с вероятностью 20-30%.

Депрессия и другие психические расстройства могут возникнуть у ребенка любого возраста , даже в периоде от рождения до 3 лет, но в раннем возрасте ребенок не способен в полной мере осознавать свое эмоциональное состояние, поэтому симптоматика проявляется в виде соматических (физических) проблем со здоровьем.

Ребенок отказывается от еды, плачет, плохо спит, у него часто наблюдаются срыгивания, рвота, он медленнее, чем сверстники, набирает вес, а его психоэмоциональное и задерживаются.

Пик заболеваемости депрессией приходится на возраст 15-25 лет, то есть в период, когда человек ищет свое место в мире и преодолевает огромное количество трудностей на пути к стабильной и комфортной жизни. Порядка 15-40% людей, которые находятся в этом возрастном периоде, живут с депрессией.

В подростковом возрасте депрессия широко распространена , что отчасти связано с особенностями этого периода, которые включают гормональные перестройки, изменения во взглядах на себя, окружающих и общество в целом, массу внутренних конфликтов.

Однако не следует считать, что депрессия нормальна для подростков . Это психическое заболевание, которое способно привести к фатальным последствиям, вплоть до суицидальных попыток, инвалидизации, смерти. Легкомысленное отношение к ней как к особенности возрастного периода недопустимо.

Взрослые, особенно те, у кого превалируют консервативные взгляды на жизнь , склонны винить в психических проблемах детей что угодно, от музыки, компьютерных игр, социальных сетей до недостатка выматывающего труда («Вот пахала бы ты как я, никаких депрессий у тебя бы не было!»).

При этом реальные проблемы подростков (унижения, побои в учебном заведении, трудности в романтических отношениях и создании социальных связей, фобии, тревоги по поводу отсутствия перспектив в будущем, хронические стрессы) они нередко предпочитают не замечать либо считают их недостаточно весомыми.

Это лишь ухудшает состояние подростков и убивает их желание доверять родным, искать у них поддержку .

Важно понимать, что депрессия — это заболевание, которое способно сломать жизнь человеку, и его не следует недооценивать. Подросток, столкнувшийся с симптоматикой депрессии, нуждается в помощи, а не в обесценивающих его проблемы высказываниях.

Об особенностях депрессии у подростков в этом видео:

Причины возникновения

Факторы, увеличивающие вероятность развития депрессии:

Также значение имеет отношение ребенка, подростка к самому себе, сформированное под влиянием окружения. К примеру, некоторые дети впадают в депрессию, потому что им не удается достичь того, чего от них ждут родители, они чувствуют себя глупыми .

Причины подростковой депрессии. Как понять происходящее? Комментирует врач-психотерапевт:

Особенности недуга у девушек и парней

Депрессия у детей дошкольного и школьного возраста — причины, симптомы и лечение:

Как лечить?

Что делать? Когда диагноз поставлен, начинается подбор оптимальной медикаментозной терапии. Параллельно ведется психотерапевтическое лечение.

Группы медикаментов, которые применяются при лечении:

  1. Антидепрессанты. Правильно подобранный антидепрессант способен быстро устранить симптоматику депрессии и не привести к возникновению выраженных побочных эффектов. Примеры: Прозак, Имипрамин.
  2. Ноотропы. Улучшают мозговое кровообращение, повышают познавательную активность. Примеры: Пирацетам.
  3. Атипичные антипсихотики. Нормализуют настроение, повышают интерес к жизни, уменьшают выраженность апатии. Примеры: Арипипразол.

Медикаменты подбираются с учетом индивидуального состояния подростка и могут заменяться на другие в процессе лечения.

Без грамотной психотерапии препараты дадут лишь временный эффект , который исчезнет после отмены.

При лечении депрессии у подростков широко применяются методы когнитивно-поведенческой психотерапии, в основе которой лежит работа с автоматическими мыслями депрессивного характера.

Также возможно применение других видов психотерапии в качестве вспомогательных, например гипнотерапевтическое лечение и направления, в основе которых лежит психоанализ.

Как помочь ребенку?

Справиться самостоятельно с депрессией возможно, но лишь в тех случаях, когда она выражена слабо, а большая часть психотравмирующих факторов исключена.

В остальных же случаях обойтись без психотерапевта затруднительно. Однако всегда возможно смягчить симптоматику, если поработать с первопричинами возникновения депрессии.

Для самостоятельной работы над собой у подростка может не оказаться сил, поэтому важно, чтобы рядом с ним были доброжелательно настроенные люди, поддерживающие его.

Советы для близких депрессивного подростка:

Обстановка в семье должна быть доброжелательной и спокойной , чтобы подросток, приходя домой, чувствовал себя нужным и любимым. Агрессия, оскорбления, побои никак не помогут изменить его состояние и лишь усугубят заболевание.

При этом важно понимать, что, если отношения с подростком уже не задались, попытки доброжелательно побеседовать с ним могут ни к чему не привести.

Также подростку можно предложить почитать книгу по самоработе над депрессивным состоянием, например «Хорошее самочувствие. Новая терапия настроений» Бернса Д., в которой рассказан механизм возникновения депрессии и приведен ряд способов решения проблем.

Профилактика

Чтобы уменьшить вероятность возникновения депрессии у подростка, важно:

  • создать в семье доброжелательную обстановку;
  • обсуждать с подростком его проблемы и искать пути решения;
  • не обесценивать его проблемы, относиться с пониманием ко всем его трудностям;
  • не игнорировать изменения в его психическом самочувствии.

При первых признаках депрессии важно пройти все необходимые обследования и начать лечение . Это позволит ребенку быстро почувствовать себя лучше и ощутить, что в жизни есть смысл.

Последнее время Вера стала крайне непредсказуемой. Мало того, что она ходила зимой в короткой юбке и колготках (красота же требует жертв), так перед экзаменами совсем превратилась в нервную и вечно раздраженную особу - грубила учителям, ссорилась со сверстниками, а когда поняла, что не сдаст физику , предприняла попытку суицида. Помешали друзья…

Известно, что физическое и психическое состояние подростков развивается особо интенсивно: меняется тело, обостряются эмоции , возникает желание доказать всем свою правоту, а под влиянием стресса поведение подростков становится крайне непредсказуемым.

По данным ученых, девочки-подростки в 3 раза чаще страдают депрессией, чем мальчики. Считается, что это связано с более развитой эмоциональностью..

Как отличить обычный стресс у девочки-подростка от депрессии?

Важными критериями являются длительность проявления и тяжесть. Под длительностью понимают затяжное изменение настроения и поведения, длящееся несколько недель, месяцев, а то и лет. Под тяжестью понимают изменение качества жизни ребенка.

Например, девочка не только отказывается дружить с одним-двумя сверстниками, но и перестает общаться со всеми, не хочет/боится выходить из дома, мечтает уехать подальше ото всех.

Второй пример, когда девочка не просто перестает есть после шести , а фактически отказывается от еды, вызывает рвоту, если съела лишнего. Тоннами закупает журналы с дистрофичными моделями, часами рассматривает их фотографии, постоянно просит купить новую одежду, чтоб стать похожей на них. Устраивает истерики, если требования не выполняются.

Родителям важно распознать отклонение поведения от нормы и вовремя принять меры.

Как распознать?

Итак, если ваша дочь:

  • Внезапно бросила все увлечения, которые очень любила раньше (не переключилась на подобные, и именно бросила их);
  • Отказывается от прогулок с друзьями/с родителями, не желает выходить из дома;
  • Стала хуже учиться , труднее стала воспринимать учебный материал;
  • Чаще стала ссориться с родителями/братьями-сестрами;
  • Раздражается без видимых на то причин;
  • Мучается усталостью и одновременно бессонницей или, наоборот, чрезмерной сонливостью;
  • Ест больше, чем обычно, или истязает себя диетами. Жалуется на боли в животе;
  • Постоянно говорит фразы типа «Устала от всего», «Все достали», «Все надоело», «Меня никто не понимает», «Все такие (всеобщее оскорбление)!», намекает/угрожает суицидом, с упоением рассказывает о суицидах других, например, говорит, что «кровь из вены течет красиво».

стоит предпринимать меры - это подростковая депрессия.

Причины депрессии девочек-подростков

  1. Поло-ролевая социализация, сопровождающая половое созревание. Влияние окружающих (СМИ, сверстники) вынуждает девочек стремиться быть более привлекательными. Порой желание стать идеальной приобретает самоуничтожающий характер. Развивается нарушение пищевого поведения (анорексия, булимия).
  2. Социальные перемены - переходы из начальной школы в средние и старшие классы.
  3. Снижение самооценки. Обычно в 9-10 лет девочки относятся к себе позитивно, у них словно есть установка «Я принцесса! Меня все любят». По мере взросления их самооценка падает. Одна треть девочек выносит из отрочества ущербную «Я ничто, я некрутая, я некрасивая и т.п.», меньшую уверенность в себе, своих способностях, заниженный уровень притязаний.
  4. Стрессы, проблемы в общении с ровесниками, семейные конфликты.
  5. Пережитое физическое и/или сексуальное насилие, пренебрежительное отношение родителей.
  6. Высокий коэффициент интеллекта (IQ выше 180). Считается, что дети высокого интеллектуального уровня оказываются менее приспособленными и счастливыми, чем дети, чей интеллект ниже. Кроме того, всегда добавляется негативное влияние социума. Например, в некоторых школах талантливые дети зачастую подвергаются насмешкам и унижениям. Их одноклассники следуют негласному правилу «Быть умным - немодно». Стремление идти против всех расценивается как предательство коллектива. А поскольку дети с высоким интеллектом часто не могут себя защитить, они тут же становятся изгоями и впадают в депрессию.
  7. Наследственная предрасположенность , постоянное проживание с близкими, которые страдают депрессией.
  8. Наличие серьезных физиологических заболеваний, прием определенных медикаментов (стероиды, обезболивающие средства).

Как самой не впасть в депрессию, думая, что «Я - плохая мать»

Как-то дети писали сочинение на тему «Твой лучший друг». Одна ученица, подойдя ко мне, шепнула «Мой лучший друг - мама» и заплакала от своей откровенности. Я уверена, любая мама была бы счастлива, услышав подобное.

Если ваша дочь не может сказать вам этого, если вы заметили у нее признаки депрессии, легко и самой впасть в депрессию под лозунгом «Я - плохая мать». Наслушавшись учителей, начитавшись книг, наблюдая за дочерью, у матери возникает предательское чувство вины, еще более ухудшающее положение. Как же самой не впасть в эту депрессию?

Чем вызвана депрессия у девочек-подростков?

1. Требуется осознать, что ваш ребенок - живой человек. Он может испытывать как положительные чувства, так и отрицательные. Это нормально. Если мать стремится разными способами избежать у дочери проявления этих чувств или того хуже, закрывает на это глаза - она их не принимает.

Что делать? Иногда так хочется ответить дочери: «Это все мелочи, пройдет» или «Все несерьезно, повзрослей сначала». Более выигрышным будет вариант, если вы скажете: «Я вижу, что тебе грустно/плохо/ты не хочешь никого видеть. Если захочешь поговорить, я всегда рядом».

2. Также требуется осознать, что ваш ребенок не может быть идеальным. Как бы ни хотелось его таким воспитать. На самом деле, попытка «слепить идеального ребенка» есть не что иное, как попытка реализовать саму себя такой, какой у вас когда-то не получилось стать.

Что делать? Во-первых, не стоит сравнивать вашу дочь с другими детьми по типу: «У тебя депрессия, а вот у других ее нет, другие девочки такие жизнерадостные и общительные». Ваша дочь и другие дети находятся совершенно в разных средах и реагируют на них так, как того требует их природа. Если человеку плохо, он защищается депрессией. И это тоже нормально.

Во-вторых, следует обособиться от мнения общества. Если кто-то хвалит своих детей и нападает на вас, значит, этот кто-то сам себе устроил психотерапию. У него проблемы и он решил возвыситься в собственных глазах, используя вас. Это его проблемы, но никак не ваши.

3. Нужна эмоциональная заинтересованность. «Я всегда на работе, когда заниматься дочерью?» - говорят многие мамы. Если вам кажется, что вы мало уделяли/уделяете ребенку внимания, задумайтесь, а нужно ли вашей взрослой дочери ваше максимальное присутствие рядом? Скорее всего, нет. Во-первых, это невозможно, во-вторых, быстро надоест.

Что делать? На самом деле, вашему ребенку нужно не столько ваше присутствие, сколько эмоциональная заинтересованность в вас. Не сколько интеллектуальные знания, сколько личностное общение - совместные дела, игры, спорт, дуракаваляние, разговоры по душам , кидание подушками и прочие приятные мелочи.

В чем-то я, может, утрирую, но смысл понятен. Стать для своего ребенка лучшим другом - величайшее достижение, которое возможно. Как это сделать, описано ниже.

Как предотвратить депрессию или как помочь девочке-подростку избавиться от нее?

1. Организуйте дочери крепкий здоровый сон , сделайте так, чтобы она чаще гуляла на свежем воздухе, желательно в солнечную погоду. Солнце стимулирует выработку гормона счастья - серотонина, который отвечает за хороший сон, настроение и аппетит.

2. Включите в распорядок дня девочки физические нагрузки - работу по дому, восточные или современные танцы, занятия спортом, совместные подвижные игры, выезды на природу, на пляж. С помощью активных физических нагрузок вырабатывается эндорфин - гормон радости, который помогает освободить голову от ненужных мыслей и настраивает на положительный лад.

3. Организуйте правильное питание . Известно, что бананы, цитрусовые и шоколад (в умеренном количестве) являются наилучшими антидепрессантами. Бананы богаты серотонином, шоколад - фенилэтиламином (улучшает настроение , повышает концентрацию внимания), вкус и запах цитрусовых заряжает энергией, бодрит, помогает сконцентрироваться.

4. Будьте для ребенка самым лучшим другом. Исключите одиночество девочки. Не давайте ей поводов думать, что она одна на белом свете, никому не нужна, неинтересна. Общайтесь с ребенком на интересные ей темы, рассказывайте случаи из своей жизни, сейчас или потом они обязательно ей пригодятся.

Если она сопротивляется (возможно, вы раньше мало общались), закрывает дверь, протестует, скажите, что хотите поговорить о себе. Не скрывайте от дочери свои проблемы, делитесь с ней, вместе обсуждайте. Ребенок должен чувствовать себя нужным и незаменимым. Приучите дочь общаться с вами - выслушивая вас, она научится в ответ делиться с вами сокровенным, увидит в вас человека, которому можно доверять.

  • Индивидуальную или групповую психотерапию. Она поможет девочке узнать, что конкретно не так складывается в ее жизни и как можно изменить ситуацию к лучшему. Например, как избавиться от проблем в школе, как построить хорошие взаимоотношения со сверстниками.
  • Прием антидепрессантов. Иногда врач назначает лекарства, помогающие вернуть психологическое и эмоциональное равновесие.

Ольга ВОСТОЧНАЯ,
психолог

Интенсивный ритм жизни, высокие требования действительности, жесткие стандарты соответствия социума, непрекращающийся поток разноплановой информации стали для многих современников привычными явлениями. Однако существующий в обществе уклад вещей является для организма человека интенсивным, непрерывным, длительно воздействующим, накапливающим свое негативное воздействие на психику стрессовым фактором.

Головной мозг многих взрослых адаптировался к воздействию определенных стрессоров и в состоянии обеспечить адекватную защиту организма, задействовав различные механизмы «оборонительных» реакций. Однако полностью несформированная, неокрепшая, незрелая психика детей и подростков зачастую становится беззащитной перед многими стрессовыми факторами. К тому же, присоединения гормонального хаоса в период полового созревания не лучшим образом сказывается на эмоциональной сфере подростка, нередко выливаясь в разнообразные пограничные невротические реакции или трансформируясь в психические патологии, зачастую проявляясь в виде депрессии.

В пубертатном периоде происходит масштабная переоценка и замена идеалов: подросток перестает идеализировать своих предков, стремится к отдалению от родителей, однако в большинстве случаев он психологически не готов совершить такое символическое «убийство» бывших кумиров. Истинная физиологическая «разбалансированность» эмоционального фона проявляется в беспрестанной смене настроения: приступах плаксивости, периодов хандры, моментов гнетущей тоски, которых сменяет фаза психомоторного возбуждения и эйфоричного ликования.

В юношеском возрасте даже незначительные трудности воспринимаются как непреодолимые проблемы, приносящие невыносимую боль. Смерть родителей, неблагополучная атмосфера в семье, разрыв отношений с «первой любовью», неудовлетворительная успеваемость в школе, социальная изоляция, неудачи в начинаниях вызывают у детей сильнейшую негативную эмоциональную реакцию, формируя депрессию и нередко подталкивая к акту отчаяния – попыткам самоубийства.

Согласно многочисленным источникам статистических данных, депрессия у подростков различной степени тяжести наблюдается у 60-80% подростков, причем в большинстве случаев меланхоличные состояния, длящиеся более двух недель, требуют оказания профессиональной медицинской помощи. В детском и отроческом периоде проблема суицидального поведения стала предметом пристального внимания ученых всего мира. Согласно данным американской психиатрической ассоциации именно самоубийства являются основной причиной смертности среди детей и молодежи: ежегодно более 500 000 представителей молодого поколения делают суицидальные попытки, из них 5 000 случаев оборачиваются летальным исходом.

Расстройство пубертатного возраста несет в себе высокий риск развития депрессий в период зрелости. Исследования, проводимые в больнице Модсли, показали, что следствиями депрессии у взрослого индивида часто являются долгосрочные проблемы с адаптацией в социуме, стойкие трудности в личностных отношениях, повышенный риск суицидального поведения (у более 44 % участников выборки).

Депрессия у детей и подростков: причины

Установлены и подтверждены многочисленные факторы, влияющие на формирование депрессии. В большинстве клинически зафиксированных случаев, расстройство, возникшее в возрастном периоде от 12 до 25 лет, имеет наследственную природу (генетическая предрасположенность к патологиям психической сферы). Депрессия у детей и подростков значительно чаще наблюдается в тех случаях, когда в семье один или оба родителя страдают данным недугом в тяжелой форме и периодически проходят психотерапевтическое лечение.

Вторым по значимости фактором, провоцирующим депрессию у подростков, выступает неблагополучная атмосфера в семье. Взросление в неполной семье, пьющие родители, отсутствие единой стратегии воспитания наследников, частые ссоры и выяснения отношений между родственниками, завышенные, несправедливые требования к ребенку оказывают огромное негативное влияние на детскую психику.

Толчком для развития расстройства у подростка являются разнообразные факторы, в основе которых – влияние окружающей среды при изъянах личной идентификации ребенка (неадекватный либо неверное представление о самом себе). Непонимание близких, недостаточный уровень успеваемости в школе, низкий социальный статус семьи, отсутствие авторитета среди сверстников, искаженная сексуальная ориентация, невозможность достичь видимых высот в спорте – веские аргументы для сознания отреагировать на происходящее депрессией.

Ювенальный возраст - кризисный период психологического взросления, совпадающий с масштабной гормональной перестройкой в ходе полового созревания. Гормональные изменения вызывают сбой в работе нейромедиаторов, управляющих эмоциональной сферой, и возникающий дефицит определенных химических веществ запускает механизмы развития депрессии. В пубертатный период отчетливо проявляется подростковый комплекс:

  • подростки сверхчувствительны к оценке посторонними их внешности и способностям,
  • их поведение сочетает крайнюю самонадеянность и ультимативные суждения,
  • душевная чуткость и внимательность уживаются с бездушием и черствостью,
  • застенчивость и скромность чередуются с развязностью и вульгарностью,
  • стремление быть признанным обществом соседствует с демонстративной независимостью и свободолюбием,
  • непринятие общепринятых норм и правил, отрицание авторитетов идет в ногу с сотворением и обожествлением кумиров.

Важным фактором в формировании расстройства является неустойчивость и конфликтность самооценок, имеющих ригидный (негибкий), сильно колеблющийся, дезорганизующий характер. Низкий уровень самооценки, образование самомнения под влиянием внешних оценок, отрицательный окрас ретроспективного, актуального и прогностического взгляда на свою личность – идеальная платформа для психических патологий.

Депрессия у подростков: симптомы

Зачастую симптомы депрессии у подростков проявляются изменением поведения и частой сменой настроения. Ребенок, страдающий расстройством, избегает социальных контактов, прерывает отношения с друзьями, предпочитает быть в одиночестве. Ниже приведены ведущие симптомы депрессии у подростков:

  • Частые болевые синдромы: головная боль, дискомфорт в эпигастральной области;
  • Трудности с концентрацией внимания, рассеянность, забывчивость, чрезмерная отвлекаемость;
  • Невозможность самостоятельно выработать верное решение;
  • Безответственное отношение к своим обязанностям;
  • Снижение аппетита или неумеренная потребность в пище;
  • Скандальная, бунтарская манера поведения;
  • Чувство гнетущей тоски;
  • Беспричинное беспокойство;
  • Ощущение безнадежности и бесперспективности будущего;
  • Бессонница, прерывистый сон, сонливость в дневное время;
  • Внезапная утрата интересов;
  • Употребление алкогольных напитков, наркотических средств;
  • Раздражительность, агрессивность;
  • Возникновение навязчивых мыслей о смерти.

Вынесение диагноза подростковая депрессия проходит на основании проводимых психиатром собеседований с ребенком и его окружением, учитывая результаты специально адаптированных для детского возраста психологических тестов. Стадия и тяжесть расстройства, наличие риска суицидальных действий и, соответственно, построение схемы лечения определяется после детального изучения клинической картины заболевания.

Подростковая депрессия: лечение

На сегодняшний день разработано и с успехом используется множество методик лечения депрессии у подростков, включающие назначение фармакологических препаратов и проведение сеансов психотерапии.

В случае, когда депрессивное расстройство протекает в легкой форме, не отягощено суицидальными мыслями и социально-опасным поведением, первым выбором способов лечения является когнитивно-поведенческая терапия. Недуг, имеющий реальную причину его формирования – явную неблагополучную обстановку в семье, успешно преодолевается после проведения сеансов семейной психотерапии. Работа профессионального психолога с детьми с заниженной самооценкой, нерешительными, мнительными и робкими подростками направлена в первую очередь на формирование адекватного самоприятия, новых личных стандартов, активной жизненной позиции и ощущения собственной значимости.

В случаях, когда у подростка наблюдается острое либо затяжное течение депрессии, возникает необходимость в использовании медикаментозной или комбинированной схемы лечения, нередко проводимой в условиях стационарного учреждения. Назначение антидепрессантов, нейролептиков и анксиолитиков пациентам детского и подросткового возраста – серьезная и ответственная задача, так как некоторые препараты данных классов могут провоцировать возникновение или усиление симптомов иных психических расстройств. Например: торговые названия СИОЗС с действующим веществом Fluoxetine предпочтительны при депрессивных состояниях, протекающих с двигательной заторможенностью и повышенной сонливостью, в то время как они усугубляют симптоматику у больных с психомоторным возбуждением, страдающих бессонницей или испытывающих паническую тревогу, нередко вызывая маниакальные проявления. Если соблюдать все буквы закона, то существует лицензия на использование антидепрессантов в возрастной категории до 15 лет только для Amitriptylinum . Однако на практике применяют и иные более современные «щадящие» психотропные средства в эффективной терапевтической дозировке, которые обладают минимумом побочных эффектов.

Для того, чтобы подросток ощутил действенную пользу от назначаемых препаратов, он должен не только строго соблюдать все врачебные предписания, но и стать активным участником процесса преодоления депрессии.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.