Что дает на история медицины. Зарождение медицины.Медицина в первобытных общинах.Возникновение врачевания

Когда возникла медицина, вернее сказать, зачатки медицинской помощи, точно неизвестно. Существует множество мнений, теорий по этому поводу.

Самая распространенная версия: медицина возникла одновременно с возникновение человека, получается, что медицина возникла за несколько сотен тысяч лет до нашей эры. Если же обратимся к словам знаменитого, крупного ученого И. П. Павлова, то он писал: «Медицинская деятельность – ровесница первого человека».

Следы первой медицинской помощи были обнаружены в период первобытно-общинного строя. Надо сказать, что первобытно-родовая община переживала в своем развитии два периода:

1) матриархат;

2) патриархат.

Кратко проследим основные моменты развития первобытно-родовой общины:

1) люди стали жить небольшими общинами, которые затем подразделялись на роды, а также родовые союзы;

2) использование каменных орудий труда для того, чтобы добывать пищу, охотиться;

3) появление бронзы (отсюда название «бронзовый век»), а после появление железа. Собственно говоря, это и изменило уклад жизни. Дело в том, что начала развиваться охота, а так как охота является уделом мужчин, то произошел переход к патриархату.

С появлением различных орудий увеличилось число травм, которые могли получить люди. Если обратить внимание на наскальные рисунки, то ясно видно, что охота, различные военные сражения доставляли людям много неприятностей и, естественно, травм, ранений и т. д. Здесь можно видеть примитивные приемы первой медицинской помощи – извлечение стрелы и т. д.

Надо заметить, что изначально никакого разделения труда как такового не существовало. Задолго до начала цивилизации и образования государства, а особенно в период матриархата женщины были своего рода хранительницами домашнего очага – это включало в себя заботу об общине, племени, а также оказание медицинской помощи. Доказательством этому можно считать то, что в наши дни в приморских степях и других местах первых поселение находят каменные изваяния – грубые фигуры женщин – хранительниц племени, рода и т. д.

Следующим периодом развития было получение людьми огня. Обратимся к словам Ф. Энгельса: «…Добывание огня трением впервые доставило человеку господство над определенной силой природы и тем окончательно отделило человека от животного царства». Вследствие того что люди получили огонь, их пища стала более разнообразной. По сути, добыча огня ускорила антропогенез, ускорила развитие человека. При этом культ и значение женщин как хранительниц очага и лекарей ослаб. Несмотря на это, женщины продолжали собирать растения, которые затем употребляли в пищу. Обнаружение ядовитого и лечебного свойств растений происходило чисто эмпирическим путем.

Так, из поколения в поколения передавались и накапливались знания о растениях, о том, какие их них можно употреблять в пищу, какие нет, какие можно применять для лечения, а какие не следует. Опытным же путем к растительным средствам добавлялись лечебные средства животного происхождения (например, такие как желчь, печень, мозг, костная мука и т. д.). Первобытным человеком также были замечены минеральные средства лечения и профилактики. Среди минеральных средств лечения и профилактики можно обозначить весьма ценный продукт природы – каменную соль, а также другие минералы вплоть до драгоценных. Надо сказать, что к периоду Античности появилось целое учение о лечении и отравлении минералами, прежде всего драгоценными.

В связи с переходом к оседлому образу жизни роль женщин, в частности экономическая, уменьшилась, зато медицинская сохранялась и даже укрепилась. Со временем мужчина становился хозяином племени, рода, а женщина оставалась хранительницей домашнего очага.

История медицины насчитывает всего несколько тысячелетий. Несмотря ни на что, медицина первобытных общин все-таки заслуживает серьезного внимания и изучения. Ведь именно тогда появилась и начала развиваться народная медицина. Знания людей, полученные эмпирическим методом, накапливались, навыки врачевания совершенствовались, одновременно с этим стал возникать вопрос о причинах заболеваний. Естественно, люди того времени не имели такого арсенала знаний, как сегодня, и не могли объяснить возникновение болезней с научной точки зрения, поэтому причинами болезней люди считали какие-либо магические силы, которые неведомы человеку. С другой точки зрения магическое объяснение причинам болезни люди находили позже, а первоначальные объяснения носили сугубо материалистический характер, который был связан с опытом добывания средств жизни. В период позднего матриархата, когда благополучие и жизнь становились все более зависимыми от результатов охоты, возникал культ животного – тотема. Тотемизм от индейского, обозначает «мой род». Надо также отметить, что до недавнего времени, а у индейцев в Америке и до сих пор названия племен были связаны с названием какого-либо животного или птицы, охота на которых давала пищу племени – племя обезьяны, племя быка и т. д. Больше того, некоторые даже связывали свое происхождение с каким-либо животным. Такие представления называются анималистическими. Отсюда же и ношение амулетов. Кроме всего этого, люди не могли не замечать действия погодных условий на жизнь, здоровье.

Существует мнение, что первобытные люди были очень крепки здоровьем. Дело в том, что, конечно, не было тогда воздействия на людей неблагоприятных факторов техногенного характера – загрязнения воздуха и т. д. Однако они постоянно боролись за свое существование с природными условиями, также болели инфекционными болезнями, погибали в войнах друг с другом, травились некачественными продуктами питания и т. д. Есть мнение, что средняя продолжительность жизни людей того времени составляла 20–30 лет. Теперь обратимся к такому понятию, как палеопатология.

1. Палеопатология – это наука, которая изучает характер заболеваний и поражений древних людей. Среди этих заболеваний можно назвать такие, как некрозы, алкалозы, полиомиелит, периоститы, рахит, переломы костей и т. д.

По мере развития общества приходило к таким явлениям, как фетишизм, т. е. непосредственное олицетворение и возвеличивание явлений природы, а позже анимизм.

2. Анимизм – одухотворение всей природы, заселение ее многообразными духами и сверхъестественными существами, будто бы действующими в ней.

Уже во времена патриархата появился так называемый культ предка. Предок, т. е. уже какая-то отдельная личность, может даже и рожденная фантазией человека, мог стать причиной заболевания, мог вселиться в тело какого-нибудь человека и терзать его, вызывая болезни. Соответственно, для того чтобы недуги прекратились, предка необходимо задобрить жертвоприношением либо изгнанием из тела. Так, можно сказать, что такие представления во многом легли в основу религии. Появились шаманы, которые и были «специалистами» по изгнанию или задабриванию духов.

Таким образом, вместе с материалистическими представлениями и зачатками знаний, приобретаемыми людьми, развиваются анимистические, религиозные взгляды. Все это формирует народное врачевание. В деятельности народных целителей есть два начала – эмпирическое и духовное, религиозное.

Хотя, конечно, до сих пор существуют знахарки, которые ограничиваются обыкновенным собиранием трав, приготовлением снадобий и так далее без «теоретических и религиозных» верований.

С понятием «народная медицина» очень тесно связано понятие народной гигиены, отделение которой от медицины весьма условное, поскольку традиции и правила, наблюдения о вреде нечистого воздуха, воды, некачественного питания и иного, вошли в арсенал народной медицины и использовались в лечении и профилактике различных болезней.

Необходимо дать определение понятию «народная медицина», которое дано в приказах Минздравсоцразвития РФ.

Народная медицина – это методы оздоровления, профилактики, диагностики и лечения, основанные на опыте многих поколений людей, утвердившиеся в народных традициях и не зарегистрированные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Теперь необходимо определиться, можно ли называть народную медицину традиционной. Дело в том, что традиционная медицина развивалась, как бы выйдя из недр народной медицины. Так, с этой точки зрения будет правильным говорить о традиционной народной медицине.

Таким образом, зачатки медицинской науки появились вместе с появлением человека, и с самого начала медицина была народной, так как осуществлялась знахарями, лекарями и так далее с помощью различных снадобий растительного, животного, минерального происхождения, а также с применением элементарных «медицинских инструментов» для наложения повязки при лечении переломов и ран, кровопусканий, трепанации черепа и т. д.

Библиогр.: Бородулин Ф.Р. Лекции по истории медицины, лекции 2-6, М., 1954-1955. Бородулин В.И., Очерки истории отечественной кардиологии, М., 1988; Везалий А. О строении тела, пер. с латин., т. 1-2, М., 1950-1954; Венгерова И.В. и Шилинис Ю.А. Социальная гигиена и СССР, М., 1976, библиогр.: Врачи-большевики - строители советского здравоохранения, под ред. Е.И. Лотовой и Б.Д. Петрова, М., 1970, библиогр.: Вязьменский Э.С. Из истории древней китайской биологии и медицины, Труды института истории естествознания и техники, т. 4, с. 3, М., 1955; Галек Клавдий. О назначении частей человеческого тела, пер. с древнегреческ., М. 1971, Гарвей В. Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных, пер. с латин., М., 1948; Гезер Г. История повальных болезней, пер. с нем., ч. 1-2, Спб., 1867; он же, Основы истории медицины, пер. с нем., Казань, 1890; Гиппократ, Сочинения, пер. с греческ., т. 1-3. М., 1936-1944, Глязер Г. Драматическая медицина, пер. с нем., М., 1965; он же, Исследователи человеческого тела, От Гиппократа до Павлова, пер. с нем., М., 1956; он же, Основные черты современной медицины, пер. с нем., М., 1962; Громбах С.М. Русская медицинская литература 18-го века, М., 1953; Жданов Д.А. Леонардо да Винчи анатом, М. -Л., 1955; Заблудовский П.Е. Возникновение медицины в человеческом обществе, М., 1955; он же; , в. 1, М., 1953; он же. История отечественной медицины, ч. 1-2, М., 1960-1971; Змеев Л.Ф. Русские врачи-писатели, в. 1-5, Спб., 1886-1889; он же, Чтения по врачебной истории России, Спб., 1896; Ибн Сина Лбу Али (Авиценна). Канон врачебной науки, пер. с арабск., кн. 1-5, Ташкент, 1954-1960; История медицины, под ред. Б.Д. Петрова, т. 1, М., 1954; История медицины СССР, под ред. Б.Д. Петрова, М., 1964; Каневский Л.О., Лотова Е.И. и Идельчик X.И. Основные черты развития медицины в России в период капитализма (1861-1917), М., 1956, библиогр.; Ковнер С.Г. История арабской медицины, Киев, 1893; он же, История медицины, в. 1-3, Киев, 1878-1888; Конюс Э.М. История русской педиатрии, М., 1946, библиогр.; Коштоянц X.С, Очерки по истории физиологии а России, М.-Л., 1946, библиогр.; Куприянов Н.Г. История медицины, составленная по лекциям профессора С.Е. Ивановского, Спб., 1852; Лахтин М. Этюды по истории медицины, М., 1902; Лахтин М.Ю. Медицина и врачи в Московском государстве (в допетровской Руси), М., 1906; Лукреций К.Т. О природе вещей, пер. с латин., т. 1, с. 39, 493, М.-Л., 1947; Лункевич В.В. От Гераклита до Дарвина, Очерки по истории биологии, т. 1-3, М., 1936-1943; Лушников А.Г., И.Е. Дядьковский и клиника 19-го века, М., 1953, библиогр.; он же, внутренних болезней в России, М., 1962; он же. Клиника внутренних болезней в СССР, М., 1972, библиогр.; Мейер-Штейнег Т. и Зудгоф К. История медицины, пер. с нем., М., 1925; Менье Л. История медицины, пер. с франц., М. - Л., 1926; Мечников И.И. Основатели современной медицины, Пастер - Листер - Кох М. - Л.,1925; Мороховец Л.З. История и соотношение медицинских знаний. М., 1903; Мудров М.Я. Избранные произволения, М., 1949: Мультановский М.П. История медицины, М., 1967; Никобадзе И.И., Татишвили И.Б. Основные этапы развития медицины в Грузии, т. 1-2, Тбилиси, 1964-1969; Новомбергский Н.Я. Материалы по истории медицины в России, т. 1-8, Спб. - Томск, 1905-1910; он же, Некоторые спорные вопросы по истории врачебного дела в до-Петровской Руси, Спб., 1903; Палкин Б.Н. Русские госпитальные школы 18-го века и их воспитанники. М., 1959, библиогр.; Петленко В.П. Философские вопросы теории патологии, кн. 1-2, Л., 1968-1971; Петров Б.Д. Очерки истории отечественной медицины, М., 1962; Ромаццини В. О болезнях ремесленников, пер. с латин., М., 1961; Рихтер В.М., История медицины в России, ч. 1-3, Л., 1814-1820; Российский Д.М. История отечественной медицины и здравоохранения. Библиография, М., 1956; Скороходов Л.Я. Краткий очерк истории русской медицины, Л., 1926; Соболь С.Л. История микроскопа и микроскопических исследований в 18-ом веке, М. - Л.,1949; Тикотин М.А. Леонардо да Винчи в истории анатомии и физиологии, Л., 1957, библиогр.; Чистович Я.А. История первых медицинских школ в России, Спб., 1883; Bariéty М. et Court С. Histoire de la medicine, P., 1963, bibliogr.; Garrison F.H. An itroduction to the history of medicine, Philadelphia - L., 1929: Historia universal de la medicina, publ. par P. Entralgo, t. 1-7, Barcelona, 1972-1976; Major R.H. A history of medicine, v. 1-2, Springfied, 1954, bibliogr.; Mettier C. History of mediciine, l"hiladelphia-Toronto, 1947; Neuburger M. Geschichte der Medizin, Bd. 1-2, Stuttgart. 1906-1911; Pazzini A. Storia della medicina, v. 1-2, Milano, 1947.

ЛЕКЦИЯ № 2. Зарождение медицины. Медицина в первобытных общинах. Возникновение врачевания

Когда возникла медицина, вернее сказать, зачатки медицинской помощи, точно неизвестно. Существует множество мнений, теорий по этому поводу.

Самая распространенная версия: медицина возникла одновременно с возникновение человека, получается, что медицина возникла за несколько сотен тысяч лет до нашей эры. Если же обратимся к словам знаменитого, крупного ученого И. П. Павлова, то он писал: «Медицинская деятельность – ровесница первого человека».

Следы первой медицинской помощи были обнаружены в период первобытно-общинного строя. Надо сказать, что первобытно-родовая община переживала в своем развитии два периода:

1) матриархат;

2) патриархат.

Кратко проследим основные моменты развития первобытно-родовой общины:

1) люди стали жить небольшими общинами, которые затем подразделялись на роды, а также родовые союзы;

2) использование каменных орудий труда для того, чтобы добывать пищу, охотиться;

3) появление бронзы (отсюда название «бронзовый век»), а после появление железа. Собственно говоря, это и изменило уклад жизни. Дело в том, что начала развиваться охота, а так как охота является уделом мужчин, то произошел переход к патриархату.

С появлением различных орудий увеличилось число травм, которые могли получить люди. Если обратить внимание на наскальные рисунки, то ясно видно, что охота, различные военные сражения доставляли людям много неприятностей и, естественно, травм, ранений и т. д. Здесь можно видеть примитивные приемы первой медицинской помощи – извлечение стрелы и т. д.

Надо заметить, что изначально никакого разделения труда как такового не существовало. Задолго до начала цивилизации и образования государства, а особенно в период матриархата женщины были своего рода хранительницами домашнего очага – это включало в себя заботу об общине, племени, а также оказание медицинской помощи. Доказательством этому можно считать то, что в наши дни в приморских степях и других местах первых поселение находят каменные изваяния – грубые фигуры женщин – хранительниц племени, рода и т. д.

Следующим периодом развития было получение людьми огня. Обратимся к словам Ф. Энгельса: «…Добывание огня трением впервые доставило человеку господство над определенной силой природы и тем окончательно отделило человека от животного царства». Вследствие того что люди получили огонь, их пища стала более разнообразной. По сути, добыча огня ускорила антропогенез, ускорила развитие человека. При этом культ и значение женщин как хранительниц очага и лекарей ослаб. Несмотря на это, женщины продолжали собирать растения, которые затем употребляли в пищу. Обнаружение ядовитого и лечебного свойств растений происходило чисто эмпирическим путем.

Так, из поколения в поколения передавались и накапливались знания о растениях, о том, какие их них можно употреблять в пищу, какие нет, какие можно применять для лечения, а какие не следует. Опытным же путем к растительным средствам добавлялись лечебные средства животного происхождения (например, такие как желчь, печень, мозг, костная мука и т. д.). Первобытным человеком также были замечены минеральные средства лечения и профилактики. Среди минеральных средств лечения и профилактики можно обозначить весьма ценный продукт природы – каменную соль, а также другие минералы вплоть до драгоценных. Надо сказать, что к периоду Античности появилось целое учение о лечении и отравлении минералами, прежде всего драгоценными.

В связи с переходом к оседлому образу жизни роль женщин, в частности экономическая, уменьшилась, зато медицинская сохранялась и даже укрепилась. Со временем мужчина становился хозяином племени, рода, а женщина оставалась хранительницей домашнего очага.

История медицины насчитывает всего несколько тысячелетий. Несмотря ни на что, медицина первобытных общин все-таки заслуживает серьезного внимания и изучения. Ведь именно тогда появилась и начала развиваться народная медицина. Знания людей, полученные эмпирическим методом, накапливались, навыки врачевания совершенствовались, одновременно с этим стал возникать вопрос о причинах заболеваний. Естественно, люди того времени не имели такого арсенала знаний, как сегодня, и не могли объяснить возникновение болезней с научной точки зрения, поэтому причинами болезней люди считали какие-либо магические силы, которые неведомы человеку. С другой точки зрения магическое объяснение причинам болезни люди находили позже, а первоначальные объяснения носили сугубо материалистический характер, который был связан с опытом добывания средств жизни. В период позднего матриархата, когда благополучие и жизнь становились все более зависимыми от результатов охоты, возникал культ животного – тотема. Тотемизм от индейского, обозначает «мой род». Надо также отметить, что до недавнего времени, а у индейцев в Америке и до сих пор названия племен были связаны с названием какого-либо животного или птицы, охота на которых давала пищу племени – племя обезьяны, племя быка и т. д. Больше того, некоторые даже связывали свое происхождение с каким-либо животным. Такие представления называются анималистическими. Отсюда же и ношение амулетов. Кроме всего этого, люди не могли не замечать действия погодных условий на жизнь, здоровье.

Существует мнение, что первобытные люди были очень крепки здоровьем. Дело в том, что, конечно, не было тогда воздействия на людей неблагоприятных факторов техногенного характера – загрязнения воздуха и т. д. Однако они постоянно боролись за свое существование с природными условиями, также болели инфекционными болезнями, погибали в войнах друг с другом, травились некачественными продуктами питания и т. д. Есть мнение, что средняя продолжительность жизни людей того времени составляла 20–30 лет. Теперь обратимся к такому понятию, как палеопатология.

1. Палеопатология – это наука, которая изучает характер заболеваний и поражений древних людей. Среди этих заболеваний можно назвать такие, как некрозы, алкалозы, полиомиелит, периоститы, рахит, переломы костей и т. д.

По мере развития общества приходило к таким явлениям, как фетишизм, т. е. непосредственное олицетворение и возвеличивание явлений природы, а позже анимизм.

2. Анимизм – одухотворение всей природы, заселение ее многообразными духами и сверхъестественными существами, будто бы действующими в ней.

Уже во времена патриархата появился так называемый культ предка. Предок, т. е. уже какая-то отдельная личность, может даже и рожденная фантазией человека, мог стать причиной заболевания, мог вселиться в тело какого-нибудь человека и терзать его, вызывая болезни. Соответственно, для того чтобы недуги прекратились, предка необходимо задобрить жертвоприношением либо изгнанием из тела. Так, можно сказать, что такие представления во многом легли в основу религии. Появились шаманы, которые и были «специалистами» по изгнанию или задабриванию духов.

Таким образом, вместе с материалистическими представлениями и зачатками знаний, приобретаемыми людьми, развиваются анимистические, религиозные взгляды. Все это формирует народное врачевание. В деятельности народных целителей есть два начала – эмпирическое и духовное, религиозное.

Хотя, конечно, до сих пор существуют знахарки, которые ограничиваются обыкновенным собиранием трав, приготовлением снадобий и так далее без «теоретических и религиозных» верований.

С понятием «народная медицина» очень тесно связано понятие народной гигиены, отделение которой от медицины весьма условное, поскольку традиции и правила, наблюдения о вреде нечистого воздуха, воды, некачественного питания и иного, вошли в арсенал народной медицины и использовались в лечении и профилактике различных болезней.

Необходимо дать определение понятию «народная медицина», которое дано в приказах Минздравсоцразвития РФ.

Народная медицина – это методы оздоровления, профилактики, диагностики и лечения, основанные на опыте многих поколений людей, утвердившиеся в народных традициях и не зарегистрированные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Теперь необходимо определиться, можно ли называть народную медицину традиционной. Дело в том, что традиционная медицина развивалась, как бы выйдя из недр народной медицины. Так, с этой точки зрения будет правильным говорить о традиционной народной медицине.

Таким образом, зачатки медицинской науки появились вместе с появлением человека, и с самого начала медицина была народной, так как осуществлялась знахарями, лекарями и так далее с помощью различных снадобий растительного, животного, минерального происхождения, а также с применением элементарных «медицинских инструментов» для наложения повязки при лечении переломов и ран, кровопусканий, трепанации черепа и т. д.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Термин «медицина» с латинского переводится буквально как «врачебный», «исцеляющий». Это наука о человеческом организме в его здоровом и патологическом состоянии, а также о методах диагностики, лечения, предупреждения различных заболеваний. Таким образом, нельзя утверждать, что это исключительно система научных знаний, поскольку важной составляющей является практическая деятельность.

История медицины началась с историей человечества - при появлении болезни люди всегда стремились найти способ ее устранения. Однако в настоящее время сложно судить о том, какими навыками владели лекари в эпоху палеолита и неолита, а также в более поздние времена - вплоть до тех пор, пока не появилась письменность. Поэтому исторические выводы можно делать только на основе трактатов, найденных археологами. В частности большую ценность представляет собой свод законов Хаммурапи, в котором упоминаются правила работы врачей, а также наблюдения Геродота, описывающего медицинскую деятельность в Вавилонии.

Первоначально лекарями были жрецы, так что врачевание считалось частью религии. Патологические процессы, необъяснимые имевшимися на тот момент знаниями, ассоциировались с карой богов, поэтому нередко болезни лечились лишь изгнанием демонов и подобными ритуалами. Но уже в Древней Греции были предприняты попытки изучения человеческого организма, например, большой вклад в медицинскую науку внес Гиппократ, кроме того, именно там были открыты первые учебные заведения для врачей.

В период Средневековья ученые продолжали античную традицию, однако также был внесен существенный вклад в развитие медицины. Так, труды Авиценны, Разеса и других медиков стали фундаментом современной науки. Позже авторитеты древности были поставлены под сомнение, например, экспериментами Френсиса Бэкона. Это стало толчком для развития такой дисциплины, как анатомия, физиология. Более точное изучение организма и его работы позволило лучше понять причины и механизмы многих заболеваний. Большинство знаний было получено с помощью вскрытия трупов и изучения особенностей строения внутренних органов.

Дальнешие открытия в области диагностики, лечения, профилактики заболеваний были связаны с общим научно-техническим прогрессом. В том числе, в XIX веке благодаря изобретению микроскопа стало возможным изучение клеток и их патологий. Революционную роль сыграло появление такой науки, как генетика.

На сегодняшних день в арсенале врачей не только тысячелетний опыт и новейшие разработки, но и современное оборудование, эффективные препараты, без которых нельзя представить ни точную диагностику, ни результативную терапию. Однако, несмотря на такой прогресс, многие вопросы до сих пор остались открытими, ученым еще предстоит ответить на них.

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра общественного здоровья и здравоохранения

Медицина эпохи древнего мира

Гомель 2009

Составитель: Петрова, Н.П.

Предназначено для проведения семинарских занятий на кафедре общественного здоровья и здравоохранения с целью получения знаний, умений и навыков по истории медицины. В рекомендациях раскрыты основные черты развития медицины Древнего мира. Рекомендации соответствуют учебному плану и типовой учебной программе по дисциплине «История медицины», утвержденной Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

Утверждено на заседании кафедры

Протокол №____

От «___»____________2009 года

для внутрикафедрального пользования

1. Тема: медицина эпохи древнего мира

2. Общее время занятий.

Тема изучается в течение 2 часов, семинарское занятие состоит из 3 частей.

В первой части занятия проводится разбор и обсуждение основных вопросов темы. Во второй ― обсуждение студенческих работ по изучаемой теме (УИРС). Третья часть предусматривает тестовый контроль знаний, подведение итогов занятия.

3. МОТИВАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМЫ: знание истории медицины. Древнего мира позволяет понять суть процесса становления медицины. Знания и умения, полученные при изучении данной темы, будут необходимы студентам при изучении развития медицинских знаний в последующие периоды.

4. ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: познакомить студентов с состоянием медицины и гигиены Древнего мира.

5. Задачи занятия:

1. Рассмотреть основные черты медицины и гигиены Древнего Египта, Древней Месопотамии, Древней Индии, Древнего Китая.

2. Изучить особенности медицины и гигиены Древней Греции и Древнего Рима.

3. Проанализировать и обобщить процесс развития медицины и гигиены в эпоху Древнего мира.

6. Требования к исходному уровню знаний.

Студент должен знать:

― источники изучения медицины Древнего мира;

― особенности медицины и гигиены древних цивилизаций (Древнего Египта, Древней Месопотамия, Древней Индии, Древнего Китая);

― развитие медицины периода эллинизма.

Студент должен уметь:

― находить исторический источник;

― использовать полученные знания при обучении на профильных кафедрах для совершенствования своей профессиональной деятельности;

― определять основные черты медицины и гигиены Древнего Египта, Древней Месопотамия, Древней Индии, Древнего Китая;

― анализировать особенности медицины и гигиены периода эллинизма;

― оценить труды Гиппократа, К. Галена;

Студент должен иметь навыки:

― ведения первичного поиска тематических исторических источников.

Формировать: общечеловеческие, нравственные качества медицинского работника.

7. Контрольные вопросы из смежных дисциплин.

1. Значение философии в эпоху Древнего мира для развития медицины (труды Демокрита, Платона, Аристотеля).

2. Мифология в государствах Древнего мира.

3. Санитарно-технические сооружения в государствах Древнего мира.

4. Архитектурные памятники Древних цивилизаций.

5. Древние законодательные акты.

6. Этические документы государств Древнего мира.

8. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ

1. Характеристика эпохи.

2. Источники изучения медицины эпохи Древнего мира.

3. Особенности медицины Древних цивилизаций: Древняя Месопотамия Древний Египет, Древняя Индия, Древний Китай.

4. Медицина эпохи элланизма – Древняя Греция, Древний Рим.

5. Гиппократ, Гален, их значение для медицины.

9. УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ.

Характеристика эпохи.

Обширная географическая зона, условно называемая Древним Востоком, простиралась с запада на восток от современного Туниса - территории древнего Карфагена - до современных Китая, Японии и Индонезии, а с юга на север - от современных Судана и Эфиопии до Кавказских гор и южных берегов Араль­ского моря.

Развитие эмпирических знаний (в том числе и врачевания) в странах Древ­него мира имело как общие черты, так и свои характерные особенности.

Общие черты развития врачевания в странах Древнего мира:

Изобретение письменности (с 4 - 3-го тысячелетий до н.э.) и создание первых текстов медицинского содержания (с конца 3-го тысячелетия до н.э.);

Формирование двух направлений лечебной деятельности: эмпирического врачевания, основанного на практическом опыте народа, и культового (теур­гического) врачевания, основанного на религиозно-мистических верованиях;

Развитие представлений о происхождении болезней (связанных с приро­дой, морально-этических, религиозно-мистических);

Подготовка врачевателей (семейная традиция, обучение в общих школах при храмах);

Создание древнейших санитарно-технических сооружений, развитие ги­гиенических навыков и традиций;

Развитие классового подхода к врачеванию;

Формирование основ врачебной этики;

Развитие взаимных влияний и преемственности в области врачевания между разными древними цивилизациями.

Народы и племена Древнего Востока ранее других за 4000-5000 лет до новой эры вышли на арену истории и оставили наиболее древние исторические памятники. Здесь же возникло право и религия как первая форма идеологии, освещавшая имущественное и социальное неравенство и эксплуатацию человека. Власть монарха в государствах Древнего мира не ограничивалась никакими правовыми нормами.

Источники изучения медицины эпохи Древнего мира.

Древняя Месопотамия: тексты выполненные клинописью на глиняных табличках, предметах из глины, камне, металле (клинописная табличка из г. Ниппур, тексты асуту и ашипуту на глиняных табличках; памятники материальной культуры (оттиск цилиндрической пе­чати врачевателя, Законы Хаммурапи, амулеты с изображением демонов болезней, канал Синанхериба).

Древний Египет: медицинские тексты папирусных свитков (папирус из Кахуна, папирус Эдвина Смита, папирус Георга Эберса), описания историков (Манефон, Геродот) и писателей древности (Диодор, Полибий, Страбон, Плутарх и др.); археологические исследования (включая изучение египетских мумий и медицинских инструментов); скульптура; настенная живопись, рельефные изоб­ражения и иероглифические надписи на стенах пирамид, гробниц, саркофагах и заупокойных стелах.

Древняя Индия: древние литературные памятники (религиозно-философские сочинения ― веды (вященные тексты ведийской религии) - «Ригведа» (веда гимнов), «Самаведа» (веда песнопении); эпические поэмы: - «Махабхарата», «Рамаяна»; трактаты Чараки и Сушруты; данные археологии (Законы Ману, санитарно-технические сооружения). Важным источником сведений по медицине древней Индии является Аюрведа («Знание жизни»), составление которого относится к 9-3 векам до н. э.

Древний Китай: памятники медицинской письменности (с 3 века до н.э.) – летописи, данные археологии, этнографии, памятники материальной культуры. Многотомная история Древнего Китая «Ши цзи» - исторические записки, в которых говорится об успешном применении метода чжень-цзю и пульсовой диагностики; содержатся первые достоверные сведения о философских воззрениях: о гармонии между человеком и Вселенной, о тяти первоэлементах, из которых состоит Вселенная и человек.

Труды: «Трактат Желтого Императора о внутреннем», «Канон Желтого Императора о внутренней медицине» - автор не известен.

Древняя Греция: Письменные памятники («Илиада» и «Одиссея» Гомера, «История в девяти книгах» Геродота, «Гиппократов сборник», труды философов и историков), данные археологии, этнографии и др.

Древний Рим: литературные памятники (труды вра­чей, философов, поэтов), данные археологии (раскопки городов Помпеи и Геркуланум), этнография, вещественные и нумизматические источники.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.