06.02.2021
чехов ванька. А
"Ванька".Иллюстрация Т.В. Шишмаревой
Ванька Жуков, девятилетний мальчик, отданный три месяца тому назад в ученье к сапожнику Аляхину, в ночь под рождество не ложился спать. Дождавшись, когда хозяева и подмастерья ушли к заутрене, он достал из хозяйского шкафа пузырек с чернилами, ручку с заржавленным пером и, разложив перед собой измятый лист бумаги, стал писать.
Прежде чем вывести первую букву, он несколько раз пугливо оглянулся на двери и окна, покосился на темный образ, по обе стороны которого тянулись полки с колодками, и прерывисто вздохнул. Бумага лежала на скамье, а сам он стоял перед скамьей на коленях.
"Милый дедушка, Константин Макарыч!-писал он.- И пишу тебе письмо. Поздравляю вас с рождеством и желаю тебе всего от господа бога. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался".
Ванька перевел глаза на темное окно, в котором мелькало отражение его свечки, и живо вообразил себе своего деда Константина Макарыча, служащего ночным сторожем у господ Живаревых.
Это маленький, тощенький, но необыкновенно юркий и подвижной старикашка, лет шестидесяти пяти, с вечно смеющимся лицом и пьяными глазами.
Днем он спит в людской кухне или балагурит с кухарками, ночью же, окутанный в просторный тулуп, ходит вокруг усадьбы и стучит в свою колотушку. За ним, опустив головы, шагают старая Каштанка и кобелек Вьюн, прозванный так за свой черный цвет и тело, длинное, как у ласки. Этот Вьюн необыкновенно почтителен и ласков, одинаково умильно смотрит как на своих, так и на чужих, но кредитом не пользуется.
Под его почтительностью и смирением скрывается самое иезуитское ехидство.
Никто лучше его не умеет вовремя подкрасться и цапнуть за ногу, забраться в ледник или украсть у мужика курицу. Ему уж не раз отбивали задние ноги, раза два его вешали, каждую неделю пороли до полусмерти, но он всегда оживал.
Теперь, наверно, дед стоит у ворот, щурит глаза на ярко-красные окна деревенской церкви и, притопывая валенками, балагурит с дворней. Колотушка его подвязана к поясу.
Он всплескивает руками, пожимается от холода и, старчески хихикая, щиплет то горничную, то кухарку.
- Табачку нешто нам понюхать?-говорит он, подставляя бабам свою табакерку.
Бабы нюхают и чихают. Дед приходит в неописанный восторг, заливается веселым смехом и кричит:
- Отдирай, примерзло!
Дают понюхать табаку и собакам. Каштанка чихает, крутит мордой и, обиженная, отходит в сторону. Вьюн же из почтительности не чихает и вертит хвостом.
А погода великолепная. Воздух тих, прозрачен и свеж. Ночь темна, но видно всю деревню с ее белыми крышами и струйками дыма, идущими из труб, деревья, посеребренные инеем, сугробы. Все небо усыпано весело мигающими звездами, и Млечный Путь вырисовывается так ясно, как будто его перед праздником помыли и потерли снегом...
Ванька вздохнул, умакнул перо и продолжал писать:
"А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятенка в люльке и по нечаянности заснул.
А на неделе хозяйка велела мне почистить селедку, а я начал с хвоста, а она взяла селедку и ейной мордой начала меня в харю тыкать. Подмастерья надо мной насмехаются, посылают в кабак за водкой и велят красть у хозяев огурцы, а хозяин бьет чем попадя. А еды нету никакой. Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба, а чтоб чаю или щей, то хозяева сами трескают. А спать мне велят в сенях, а когда ребятенок ихний плачет, я вовсе не сплю, а качаю люльку. Милый дедушка, сделай божецкую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой моей возможности... Кланяюсь тебе в ножки и буду вечно бога молить, увези меня отсюда, а то помру..."
Иллюстрация С. С. Бойма "Ванька"
Ванька покривил рот, потер своим черным кулаком глаза и всхлипнул.
"Я буду тебе табак тереть,- продолжал он,- богу молиться, а если что, то секи меня как сидорову козу. А ежели думаешь, должности мне нету, то я Христа ради попрошусь к приказчику сапоги чистить али заместо Федьки в подпаски пойду.
Дедушка милый, нету никакой возможности, просто смерть одна. Хотел было пешком на деревню бежать, да сапогов нету, морозу боюсь. А когда вырасту большой, то за это самое буду тебя кормить и в обиду никому не дам, а помрешь, стану за упокой души молить, все равно как за мамку Пелагею.
А Москва город большой. Дома всё господские и лошадей много, а овец нету и собаки не злые. Со звездой тут ребята не ходят и на клирос петь никого не пушают, а раз я видал в одной лавке на окне крючки продаются прямо с леской и на всякую рыбу, очень стоющие, даже такой есть один крючок, что пудового сома удержит.
И видал которые лавки, где ружья всякие на манер бариновых, так что небось рублей сто кажное...
А в мясных лавках и тетерева, и рябцы, и зайцы, а в котором месте их стреляют, про то сидельцы не сказывают.
Милый дедушка, а когда у господ будет елка с гостинцами, возьми мне золоченый орех и в зеленый сундучок спрячь. Попроси у барышни Ольги Игнатьевны, скажи, для Ваньки".
Ванька судорожно вздохнул и опять уставился на окно. Он вспомнил, что за елкой для господ всегда ходил в лес дед и брал с собою внука. Веселое было время!
И дед крякал, и мороз крякал, а глядя на них, и Ванька крякал.
Бывало, прежде чем вырубить елку, дед выкуривает трубку, долго нюхает табак, посмеивается над озябшим Ванюшкой...
Молодые елки, окутанные инеем, стоят неподвижно и ждут, которой из них помирать? Откуда ни возьмись по сугробам летит стрелой заяц... Дед не может, чтоб не крикнуть:
- Держи, держи... держи! Ах, куцый дьявол!
Срубленную елку дед тащил в господский дом, а там принимались убирать ее...
Больше всех хлопотала барышня Ольга Игнатьевна, любимица Ваньки.
Когда еще была жива Ванькина мать Пелагея и служила у господ в горничных, Ольга Игнатьевна кормила Ваньку леденцами и от нечего делать выучила его читать, писать, считать до ста и даже танцевать кадриль. Когда же Пелагея умерла, сироту Ваньку спровадили в людскую кухню к деду, а из кухни в Москву к сапожнику Аляхину...
"Приезжай, милый дедушка, - продолжал Ванька, - Христом богом тебя молю, возьми меня отседа. Пожалей ты меня, сироту несчастную, а то меня все колотят и кушать страсть хочется, а скука такая, что и сказать нельзя, все плачу. А намедни хозяин колодкой по голове ударил, так что упал и насилу очухался. Пропащая моя жизнь, хуже собаки всякой...
А еще кланяюсь Алене, кривому Егорке и кучеру, а гармонию мою никому не отдавай. Остаюсь твой внук Иван Жуков, милый дедушка, приезжай".
Ванька свернул вчетверо исписанный лист и вложил его в конверт, купленный накануне за копейку... Подумав немного, он умакнул перо и написал адрес:
На деревню дедушке.
Потом почесался, подумал и прибавил: "Константину Макарычу".
Довольный тем, что ему не помешали писать, он надел шапку и, не набрасывая на себя шубейки, прямо в рубахе выбежал на улицу...
Мельникова Мария
Сидельцы из мясной лавки, которых он расспрашивал накануне, сказали ему, что письма опускаются в почтовые ящики, а из ящиков развозятся по всей земле на почтовых тройках с пьяными ямщиками и звонкими колокольцами. Ванька добежал до первого почтового ящика и сунул драгоценное письмо в щель...
Убаюканный сладкими надеждами, он час спустя крепко спал... Ему снилась печка.
На печи сидит дед, свесив босые ноги, и читает письмо кухаркам... Около печи ходит Вьюн и вертит хвостом...
Тема урока: Описание героя. А.П. Чехов «Ванька»
Цели урока:
Ознакомление с творчеством А.П. Чехова, с особенностями произведения «Ванька»;
Задачи урока :
формировать навыки осознанного, правильного, выразительного, беглого чтения;
повышать уровень восприятия учащимися литературного произведения;
знакомить с биографическими сведениями об авторе изучаемого произведения;
развивать критическое мышление, связную устную и письменную речь, творческое воображение, зрительную память;
воспитывать культуру умственного труда, умение слушать и уважать мнение своих товарищей, давать оценку собственной деятельности.
Тип урока: урок получения новых знаний.
Оборудование урока: Л.А. Ефросинина. "Литературное чтение. 3 класс", Л.А. Ефросинина. Рабочая тетрадь "Литературное чтение. 3 класс" (часть 1), мультимедиапроектор, портрет А.П.Чехова; карточки с заданиями, воздушный шарик с пожеланиями,
Планируемые результаты
Предметные: формирование необходимого уровня читательской компетентности; овладение техникой чтения; приёмами понимания прочитанного и прослушанного; научатся выразительно читать, составлять краткий план пересказа, решать учебные и практические задачи; формирование необходимого уровня читательской компетентности;
Метапредметные: ПУУД овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений; освоение приёмов поиска нужной информации при чтении рассказа А.П. Чехов «Ванька»; РУУД опираться на выделенные учителем ориентиры действия, планировать свою деятельность, овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации прослушанных рассказов; КУУД излагать мысли точно, ясно и просто, осознавать цели и ситуации общения; овладение основами коммуникативной деятельности.
Личностные : Мотивируют свои действия; адекватно воспринимают оценку учителя и одноклассников; выражают интерес к познанию нового; знакомство общечеловеческими ценностями; восприятие литературных произведений как особого вида искусства; высказывание своей точки зрения уважение мнения собеседника.
Ход урока
Организационный момент.
Психологическая подготовка учащихся к общению.
На нашем уроке присутствуют гости, давайте поприветствуем гостей!
Отбросим в сторону переживания и неудачи.
Не опуская рук возьмемся за дела,
И на уроке этом мы опять
Все поработаем на пять.
Давайте улыбнемся, друг другу, чтобы всем стало теплее в этот холодный зимний денек! Пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит наши сердца добрыми чувствами.
Актуализация опорных знаний.
Ребята, сегодня я вам принесла волшебный сундучок с секретами.
(В сундучке чернильница, перьевая ручка, письмо в конверте)
Что делал главный герой при помощи этих предметов?
Учитель достаёт из сундучка конверт с письмом.
Мы с вами тоже попробовали писать такими ручками. Вспомните где и когда?
- - Итак, какой раздел мы изучаем?
(- Мы изучаем раздел «В школе жизни»).
С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке?
(-Антон Павлович Чехов «Ванька»).
Какие биографические данные из жизни Антона Павловича Чехова вам запомнились?
(Антон Павлович Чехов (1860-1904) родился в городе Таганроге. Там он учился в гимназии, работал в лавке отца, а в свободное время пел в церковном хоре. Отец семейства разорился и семья уехала в Москву. В Москве семья Чеховых долго, почти три года, живет в тяжкой бедности. Антон, зарабатывает себе на жизнь репетиторством. В 1879 поступает на медицинский факультет Московского университета. После окончания университетского курса в звании уездного врача писатель приступил к лекарственной деятельности и до конца жизни считал, что медицина – Главное его дело и призвание. Большая семья Чеховых существовала на средства, поступавшие от литературной работы и от врачебной практики Чехова.
Шёл 1886 год, Чехов А.П. жил в такое время, когда нельзя было открыто говорить о тяжелой жизни детей в подмастерьях. Чехов был человеком неравнодушным, имел чуткое сердце, будучи врачом по образованию, он лечил бесплатно бедных людей, на свои средства построил 3 школы в подмосковных сёлах для бедноты, совершил очень опасную и трудную поездку на Сахалин, чтобы лечить и немного облегчить жизнь ссыльных.
Антон Павлович Чехов сыграл большую роль в развитии детской литературы, хотя считал, что « . . . писать для детей вообще не умею. . . надо не писать для детей, а уметь выбирать из того, что уже написано для взрослых, т.е. из настоящих художественных произведений».
Как называется рассказ?
К какому литературному жанру оно относится?
(- Это рассказ, потому что автор описывает один эпизод из жизни героя).
Итак, вспомните все признаки рассказа.
(- Признаки рассказа: повествовательность, небольшой объём, небольшое число героев, описание одного эпизода из жизни героя.)
Кто главный герой рассказа?
(9- летний мальчик – сирота, Ванька Жуков, отданный в ученье к сапожнику).
О каком эпизоде из его жизни идёт повествование?
(- Рассказ идёт о том, как он пишет письмо своему дедушке в деревню).
Целеполагание.
Итак, на прошлом уроке мы познакомились с текстом произведения. Кто же догадался, чем же мы займёмся на сегодняшнем уроке?
(- Мы будем перечитывать рассказ.- Мы будем анализировать его).
-
Сегодня на уроке мы будем замечать, наблюдать, размышлять и делать выводы.
-
Сегодня мы продолжимзнакомство с рассказом А. П. Чехова “Ванька”.
- Посмотрим на мир глазами героев рассказа Антона Павловича Чехова и попытаемся проникнуть в мир «больших» и мир «маленьких», увидеть отличия и разобщённость этих двух миров.
Словарно-орфографическая работа. (Работа в парах)
Уточнение и обогащение словарного запаса учащихся на основе текста произведения.
В тексте встретилось много незнакомых слов. При первичном прочтении рассказа мы с помощью словаря объясняли их лексическое значение. Поработаем в парах и вспомним их значение.
На партах у вас лежат листочки, в которых в 1 столбике – слова, а во 2 столбике их объяснение. Вы, работая в паре, соедините правильно слова и их лексическое значение.
подпасокбольшая шуба из овчины
сечь как сидорову козу
не пользоваться доверием
ямщик
мальчик, помогающий пастуху
тулуп
кучер на почтовых лошадях
колодки
продавцы в лавке
кредитом не пользоваться
бить беспощадно
сидельцы
куски дерева в форме ступни
(Учащиеся работают.)
Теперь, проверим. (Проверка фронтальная).
О чём говорит обилие старинных слов в в данном рассказе?
(- А.П.Чехов описывает жизнь в прошлом, тогда эти слова употреблялись.)
(Более полно показать трагизм реальной жизни того времени).
5. Работа над умением ориентироваться в прочитанном тексте. Выборочное чтение.
А сейчас проверьте себя, насколько вы ориентируетесь в тексте.
Проведём выборочное чтение.
а).- Найдите описание Ваньки. Как автор нас знакомит с ним?
Найдите описание города, в котором сейчас живёт Ванька.
(Зачитывается описание Москвы 19 века .)
Какие исторические факты мы узнали из этого отрывка?
(Москва в 19 веке была большим городом, дома были очень добротные, как выражается Ванька «господские», на улицах можно было увидеть много лошадей, много магазинов, которые назывались лавками, собаки бегали по улицам). (открывается 5 слайд )
б). - Найдите отрывок, который рассказывает нам о том, как раньше доставляли письма ?
(Зачитывается отрывок о ямщиках.)
(Чтобы мы лучше себе представили то время, в котором жил главный герой рассказа.)
в). Зачитайте отрывок о том, где и как раньше жил Ванька.
Что мы узнали?
(Что Ванька и в деревне не имел своего дома, что мама жила в барском доме, работая прислугой. Что богатые люди не работали , ведь барышня выучила Ваньку грамоте только от скуки.)
Вывод этапа :
Сейчас вы поняли, как важно уметь ориентироваться в тексте. Как же надо читать произведение, чтобы хорошо ориентироваться в нём?
Иногда необходимо вернуться к прочитанному. Это делают даже взрослые.
Игра «Логические цепи»
Ванька достал из хозяйского шкафа пузырёк с чернилами, ручку с заржавленным пером…
Ванька живо вообразил себе своего деда Константина Макарыча, служащего ночным сторожем…
Ванька вздохнул, умакнул перо и продолжал писать: «А вчерась мне была выволочка»
А Москва город большой. Дома всё господские и лошадей много, а овец нету и собаки не злые.
Весёлое было время! И дед крякал, и мороз крякал, а глядя на них, и Ванька крякал.
Больше всех хлопотала барышня Ольга Игнатьевна, любимица Ваньки
Ванька свернул вчетверо исписанный лист и вложил его в конверт, купленный накануне за копейку
Убаюканный сладкими надеждами, он час спустя крепко спал…
С каждой группы выходят представители и вывешивают карточки.
По данным предложениям дети составляют краткий план пересказа.
Составление краткого плана пересказа.
Начало письма к деду
Воспоминание о жизни в деревне
Продолжение письма
Жизнь Ваньки в городе
Жизнь у барышни Ольги Игнатьевны
Конец письма
Надежда Ваньки.
). Драматизация: «Ванька пишет письмо».
(Подготовка к работе над составлением характеристики героя.
Посмотрите на экран, кого вы видите? Что вам кажется необычным? Как выглядит Ванька? Соответствует ли рисунок описанию Ваньки в рассказе?
Что мы узнали из письма? Почему Ванька оказался в чужом городе, у чужих людей?
(Умерла мама, и он остался сиротой без средств к существованию.)
Какие ещё факты из его жизни открывает это письмо?(О том, что его не учат, что он работает и нянькой и на кухне, приходиться ему прислуживать не только хозяевам, а и подмастерьям, даже красть.)
Какое чувство вы испытали впервые услышав текст этого письма?(Жалость к мальчику.)
Почему?(Мальчика бьют чем попало: и шпандырем, и колодками, таскают за волосы, насмехаются, унижают, спит он в холодных сенях, вечно голодный.
Как долго так живёт Ванька?(Уже три месяца).
А зачем Ванька пишет письмо? (Учитель обращает внимание на две жизни Ваньки «До и после».
Вывод этапа :
Можно ли сказать, что Ваньке, отданному в ученье к сапожнику, приходится плохо.
Он бесправен. Ваньку бьют, Ванька недоедает, недосыпает, Ваньке попадает и за собственные проступки (не так чистил селёдку; заснул, укачивая хозяйского малютку) и за чужие грехи (подмастерья заставляют его красть для них огурцы, за что бьют опять –таки Ваньку). С другой стороны, Ванька не утрачивает живого интереса к жизни, несмотря на побои и ужасные условия, в которых он живёт. Он наблюдательный и сообразительный, он активный и находчивый.
А какие у мальчика проблемы?
Проблемой у мальчика является бесправие и скука. Его не учат ремеслу, а используют в качестве подсобных рабочих. Неоправданно обижают. Он мечтает вырваться из этой страшной атмосферы хамства и рабства.
Из чего же состоит «ученье» Ваньки?
Факты «ученья» Ваньки (то есть то, как его обижают и над ним издеваются) .
Можно ли сказать, что Ванька развит? В чем причина этого?
Ванька часть своего детства провёл в господском доме: пока жива была его мать, служившая у господ в горничных, господа хорошо относились к Ваньке, его даже выучили читать, писать, считать, и танцевать кадриль. После смерти матери Ваньке жилось хуже, но тоже неплохо – в людской кухне с дедом: Ванька с дедом и сторожил господский дом, и ходил в лес зимой за ёлкой. И только потом сироту Ваньку, чтобы не держать в нахлебниках, отдали в Москву в ученье к сапожнику. Таким образом, Ванька получил в детстве то развитие. Он более развит и менее забит, в нем более развита способность сопротивляться жизненным обстоятельствам.
Согласишься ли ты с тем, что он наблюдательный и чрезвычайно сообразительный?
Он не менее впечатлителен, но более активный, шустрый и жизнеспособный. Ванька чрезвычайно наблюдательный: об этом говорит та часть письма., где он рассказывает деду о Москве – со слов « А Москва город большой». О наблюдательности говорит и описание поведения и характера собак Вьюна и Каштанки. О сообразительности свидетельствует как сам факт написания и отправки письма деду, так и его содержание, - то, какие аргументы приводит Ванька для того, чтобы дед его забрал,- Ванька уже и работу себе в деревне придумал, и рисует деду оптимистические картины современной жизни с ним, Ванькой.
Почему же он так промахнулся с адресом?
Отсутствие точного адреса на конверте вызвано тем, что Ванька большую часть своей жизни прожил в деревне, где все всех знают по имени – отчеству, где не надо указывать точного адреса, чтобы доставить записку или письмо. Ваньке даже в голову не могло прийти, что кроме его родной деревни Москву окружают сотни других деревень, что у его письма нет никаких шансов попасть к адресату.
Какая часть письма Ваньки кажется тебе самой драматичной?
« А вчерась мне была выволочка» и «Приезжай, милый дедушка, - продолжал Ванька, - Христом Богом тебя молю». «Я буду тебе табак тереть».
Как написано письмо: соблюдает ли Ванька правила Вежливости?
Несмотря на крайне тяжелое положение, в котором находится Ванька, он пишет письмо по всем правилам: начинает с вежливого обращения, потом поздравляет деда с Рождеством и желает ему всех благ и только после всего этого начинает жаловаться. В конце письма Ванька передаёт поклоны своим знакомым. в этом есть и культура общения с теми, кто старше, проявление уважения к ним, в этом есть и культура написания письма.
Достаточно ли ярко описывает свою жизнь?
В описании своей несчастной жизни Ванька прибегает к очень выразительным и запоминающимся подробностям. (как хозяйка тыкала ему в лицо селедкой; как хозяин бил его шпандырем, как ударил его колодкой, как подмастерья заставляют его красть огурцы; как он уснул, качая люльку с ребенком; как ему мучительно хочется есть)
Интересны ли его наблюдения относительно Москвы?
Относительно Москвы Ванька делает очень ценные и важные замечания, которые под силу только очень внимательному и наблюдательному мальчику, причем, мальчику, которого многое интересует, который умеет сравнивать жизнь в городе с жизнью в деревне. Его интересует и то, какие животные есть в Москве, а каких нет, и какой характер у московских собак, и что продается в магазинах, и чем отличается деревенская церковь от городской и т.д.
Как построен рассказ: какие разные по содержанию части в нем чередуются? Какие части изложены от лица автора? Какие – от лица Ваньки?
Рассказ Чехова представляет собой чередование текста, изложенного от третьего лица – от имени автора, и текста Ванькиного письма – от первого лица. Начало рассказа ведется от лица автора, и автор с Ванькой представляют собой две совершенно раздельные личности, то в других местах даже там, где нет прямой речи Ванькиного письма, авторский взгляд иногда сменяется взглядом Ваньки.
Страшно ли оказаться в том времени?
- С постоянным интересом и вниманием обращался к проблеме детства Антон Павлович Чехов. Его глубоко волновала мысль о разобщённости двух миров – мира «больших» и мира «маленьких». - Каково ваше отношение к нему? - А как вы думаете, сочувствует ли автор своему герою? Докажите.
(Да, сочувствует, но не в силах изменить реальные условия жизни героя.)
- Найдите фразу из этого рассказа, которая стала крылатой .(На деревню дедушке – что означает- неизвестно куда)
Послушайте стихотворение о жизни мальчика. Похожи ли судьбы у этих мальчишек?
* * *
Жизнь сироты – удел жестокий.
Затрещины, побои, черствый хлеб, вода,
Насмешки челяди, труд рабский
Весь день и ночь, до самого утра.
Еще ребёнок, то в душе старичок,
Он вспоминает жизнь свою былую,
Забившись в угол, как сверчок,
Молясь на образа, тоскуя.
И маленькое прошлое его, как чудо
Там мама есть, там видел он добро,
Учился грамоте и танцы знал не худо,
И получал подарки в Рождество.
Теперь полу ребенок – полу старичок
Лишь на бумаге изливает душу.
Какие б муки не терпел – всегда молчок,
Сиротских слез работой тяжкой не иссушишь.
Терпеть, надеяться, молчать и ждать
То чудо, что когда- нибудь произойдет.
Быть – может, возвратится он домой,
Конец его страданиям придет.
И замирая сердцем, чудь дыша,
Поспешно, как – то воровато,
Письмо он пишет помощи прося,
Оглядываясь на иконы виновато,
Уже письмо в его руке,
Конверт подписан: «На деревню. Деду».
Ямщик подвыпивший в своем возке
Покатит с ним по белу свету.
А мальчику на побегушках ждать и ждать.
Терпеть пенки, издёвки, тумаки и голод.
Надежда будет душу согревать,
Как пламя очага в суровый холод.
- Если бы вы были художниками, какие краски вы бы использовали описывая жизнь Ваньки?
Итоговый этап урока.
Итак, наш урок подходит к концу, давайте ответим на главный вопрос:
Для чего А.П.Чехов написал это произведение?
(Чтобы показать трудную жизнь детей в прошлом. Он как бы говорит нам: «Цените
своё детство! Цените что имеете! »).
Так в чём же главная идея этого произведения?
(- Рассказ заставляет людей не быть равнодушными, иметь чувство сострадания и бороться за светлое детство всех детей.)
Рефлексия.
Чем заканчивается рассказ? (многоточием)
Почему? (Это будущее, и мы знаем, что оно грустное. Чехов не может изменить условия жизни героя, вернуть его в деревню. Жизнь диктует свои законы.)
Случайно ли то, что Ванька пишет письмо в ночь под Рождество?
(Конечно, не случайно. Ванькина мечта вернуться в деревню к дедушке – это рождественская сказка, которой не суждено сбыться.)
- А моё мнение такое: я бы хотела, чтобы все мечты сбывались. Ведь именно в светлый праздник Рождества Христова на небосклоне загорается Рождественская звезда – звезда самых заветных желаний. Чудеса бывают!
Хотите ли вы помочь мальчику Ване? У вас в конвертах лежат звёзды, на них напишите добрые пожелания и мы отправим их Ване.
(Звёздочки наклеиваются на воздушный шарик в форме сердца и всем классом отпускается шарик с пожеланиями в небо) (на перемене)
Домашнее задание
Подготовь краткий рассказ о Ваньке Жукове по составленному плану или по плану, данному в учебнике на стр. 173
Тема: А.П. Чехов « Ванька». Работа над содержанием.
Цель: продолжить изучать цикл произведений о трудной жизни детей XIX века; работать над содержанием произведения; формировать навык осознанного и выразительного чтения; учить анализировать текст по вопросам, выражать собственные мысли, рассуждать; развивать наблюдательность, внимание; расширять кругозор учащихся; развивать слуховое восприятие на материале соц- организационных вопросах; обогащать словарь учащихся, развивать связную устную речь; закреплять навык грамотного и внятного произнесения всего речевого материала на уроке.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, экран, таблички, тексты на партах, портрет Чехова.
Ход урока
I Организационный момент. (за экраном)
[Какой сейчас урок?]
Сейчас урок чтения.
[Какой урок по счёту?]
По счёту второй урок.
[Вы готовы к уроку?]
Да, мы готовы к уроку.
II . Фонетическая зарядка .
В рассказе нам встретились трудные слова, которые в нашей речи уже не используются.
Какие это слова?
Это устаревшие слова.
Давайте прочитаем эти слова.
III . Подготовительная работа (сведения об авторе)
Чей это портрет? Кто это?
Это Антон Павлович Чехов.
Что вы можете о нём сказать?
Это великий русский писатель.
Давайте послушаем сообщения, которые приготовили девочки о жизни и творчестве Чехова.
1 сообщение
Антон Павлович Чехов родился в городе Таганроге. Там он учился в гимназии, работал в лавке отца. В 19 лет Чехов приезжает в Москву. Позади осталось трудное детство, годы нищеты. Он поступает на медицинское отделение Московского университета и сразу начинает писать рассказы.
2 сообщение
Среди произведений Чехова много рассказов о детях. Он любил детей, умел дружить с ними. Писателя волновала судьба детей из народа, которым жилось тяжело. Он описал их жизнь в своих рассказах.
Ребята, а какие рассказы Чехова вы знаете?
« Каштанка», « Белолобый», « Мальчики»,
Некоторые из них мы уже читали, с другими вы познакомитесь позднее.
Посмотрите на иллюстрацию. Кто изображён?
Это бедный мальчик, который приехал из деревни в город.
Тяжелая доля выпала детям старой России.
3 сообщение
Голод и тяжёлая жизнь в деревне вынуждали крестьян посылать своих детей в город. Дети шли работать на заводы, их отдавали в ученье.
IV . Сообщение темы урока.
О жизни такого мальчика мы узнали из рассказа Чехова.
Как называется рассказ?
Рассказ называется « Ванька».
Сегодня на уроке мы закрепим наши знания
V .Словарная работа.
Давайте вернёмся к нашим словам и вспомним их значение.
(слова записаны на доске, значения этих слов на отдельных карточках, которые лежат на партах перед учащимися. Дети находят определение и закрепляют на доске рядом с соответствующим словом.)
VI . Беседа с выборочным чтением по теме.
О чём этот рассказ?
Этот рассказ о тяжёлой жизни мальчика, которого отдали в ученье к сапожнику Аляхину.
Кто главный герой рассказа?
Главный герой Ванька Жуков. Он сирота.
Что значит сирота?
У него нет родителей.
Сколько ему лет?
Ваньке девять лет.
Докажите словами из текста.
У кого Ванька живёт в городе?
Ванька живёт у сапожника Аляхина в Москве.
Как ему живётся?
Ваньке живётся тяжело, плохо.
Найдите и прочитайте о том, что жизнь у сапожника была тяжёлой.
В какое время года происходят события? Какой праздник приближался?
Была зима. Приближалось Рождество.
Чем занимается Ванька в городе?
Ванька днём и ночью качает люльку с ребёнком, чистит селёдку, выполняет работу по дому. Он прислуга.
Как с ним обращаются хозяева и подмастерья?
Все Ваньку бьют, не жалеют его, насмехаются.
Как живётся Ваньке в городе?
Ваньке в городе живётся плохо.
Да, Ваньке в городе жилось плохо, поэтому он часто вспоминает свою жизнь в деревне.
Как ему жилось в деревне?
Почему жизнь в деревне была счастливой?
Он жил среди родных людей, которые его любили.
О чём мечтал Ванька?
Он мечтал вернуться в деревню.
Давайте сделаем вывод.
Вывод по опорным словам.
Ваньке нравилось жить в деревне, потому что …….
Ванька жил в деревне с …., ……., барышня Ольга Игнатьевна ……,
поэтому…..
Вывод: Жизнь Ваньки можно разделить на две части:
Жизнь в деревне (какая?)…
Жизнь в городе (какая?)…
VII . Работа над письмом.
Ребята, у вас на партах лежит конверт с письмом.
Письмо написал Ваня Жуков.
Кому и куда написал Ванька?
Он написал своему дедушке Константину Макарычу в деревню.
Давайте его прочитаем. (читает письмо один ученик)
Письмо
Милый дедушка, Константин Макарыч! – писал Ванька. – И пишу тебе письмо. Поздравляю вас с Рождеством и желаю тебе всего от Господа Бога. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался.
“ Приезжай, милый дедушка, - продолжал Ванька, - Христом Богом тебя молю, возьми меня отседа. Пожалей ты меня, сироту несчастную, а то меня все колотят и кушать страсть хочется, а скука такая, что и сказать нельзя, все плачу. А намедни хозяин колодкой по голове ударил, так что упал и насилу очухался. Пропащая моя жизнь, хуже собаки всякой... А еще кланяюсь Алене, кривому Егорке и кучеру, а гармонию мою никому не отдавай. Остаюсь твой внук Иван Жуков, милый дедушка, приезжай .
О чём Ванька просит деда в письме?
Он просит деда, чтобы он приехал, пожалел и увёз его в деревню.
А то Ванька помрёт от такой жизни.
Ванька свернул вчетверо исписанный лист и вложил его в конверт, купленный накануне за копейку... Подумав немного, он умакнул перо и написал адрес:
На деревню дедушке
Потом подумал и прибавил: “ Константину Макарычу”.
Довольный тем, что ему не помешали писать, он надел шапку и прямо в рубахе выбежал на улицу…
Ванька добежал до первого почтового ящика и сунул драгоценное письмо в щель.
Как вы думаете, получит ли дедушка письмо?
Дедушка не получит письмо, так как Ванька не указал адрес.
Ребята, я предлагаю изменить концовку рассказа.
Когда Ванька пишет письмо?
Пишет в ночь перед Рождеством.
Что такое Рождество?
Это добрый праздник, от которого ждут чуда.
Вот и наш Ванька тоже верил в чудо, которое должно произойти с ним в Рождество.
Какая мечта у Ваньки?