Церковь в эфиопии. Эфиопская церковь

  1. Эфиопская Православная Церковь

    Принадлежит к группе Древних Восточных Церквей, или так называемых "нехалкидонских Церквей", к которой также относятся Коптская (Египетская), Сирийская и Маланкарская (Индия) Церкви.

    Согласно преданию, первым христианским просветителем эфиопов был св. Фрументий, римский гражданин из Тира, который потерпел кораблекрушение на африканском побережье Красного моря. Он приобрел доверие императора Аксума и вскоре обратил в христианство его сына, будущего императора Езану, который в 330 году и объявил христианство государственной религией. Фрументий был впоследствии рукоположен в епископы св. Афанасием Александрийским и вернулся в Эфиопию, где продолжил евангелизацию страны.

    Около 480 года в Эфиопию прибыли "Девять Святых", которые начали здесь активную миссонерскую деятельность. Это были выходцы из Рима, Константинополя и Сирии, входившие в состав оппозиции IV Вселенскому (Халкидонскому) Собору (451 г.), когда на нем разгорелись христологические споры. Некоторое время они находились в монастыре св. Пахомия в Египте. Их влияние, наряду с традиционной связью с коптами в Египте, объясняет, почему Эфиопская Церковь отвергла решения Халкидонского Собора. "Девять Святых", как полагают, окончательно покончили с остатками язычества в Эфиопии, утвердили монастырскую традицию и внесли огромный вклад в развитие духовной литературы: они перевели Библию и другие христианские сочинения на классический эфиопский язык.

    Наивысшего расцвета Эфиопская Церковь достигла в XV веке, когда появилось много талантливой богословской и духовной литературы, а Церковь активно занималась миссионерской деятельностью.

    Эфиопская Церковь уникальна тем, что она сохранила некоторые иудейские обряды, такие как обрезание и соблюдение ветхозаветных законов о вкушении пищи, а также празднование Субботы наряду с Воскресеньем. Это связано с тем, что христианство пришло в Эфиопию непосредственно из Палестины через Южную Аравию, а традиции иудаизма были известны в Эфиопии еще задолго до появления здесь христианства.

    В основе эфиопской литургии лежит александрийский (коптский) обряд, подвергшийся сильному воздействию сирийской традиции. До недавнего времени литургию служили на древнем языке геэз, который был постепенно заменен современным амхарским языком.

    С древних времен все епископы в Эфиопии были египтянами-коптами, назначаемыми Коптским патриархатом. Более того, на протяжении многих веков единственным епископом в Эфиопии был митрополит-копт. С начала XX века Эфиопская Церковь стала требовать большей автономии и избрания местных епископов. В 1929 году были рукоположены четыре местных епископа-эфиопа в помощь коптскому митрополиту. В 1948 году с помощью императора Хайле Селассие (1930 - 1974 гг.) было достигнуто соглашение с коптами об избрании местного митрополита после смерти коптского митрополита Кирилла. Когда в 1951 г. он умер, собрание духовенства и мирян избрало митрополитом эфиопа Василия. Так была установлена автономия Эфиопской Церкви. В 1959 году Коптский патриархат утвердил митрополита Василия первым патриархом Эфиопской Православной Церкви.

    В университете Аддис-Абебы существовал эфиопский православный факультет богословия (Колледж Св. Троицы), однако в 1974 году по приказу правительства он был закрыт. В том же году Церковь учредила в Аддис-Абебе Колледж Св. Павла для обучения богословию будущих священников. В 1988 году в стране насчитывалось 250 000 священнослужителей. Чтобы дать им надлежащее образование, в разных районах Эфиопии недавно было открыто еще шесть "Центров обучения священиков". Почти в каждом приходе имеется воскресная школа.

    Эфиопская Церковь активно занимается благотворительной деятельностью. Она оказывает помощь беженцам и пострадавшим от засухи, под ее покровительством учреждено множество сиротских приютов.

    До социалистической революции 1974 года, свергшей императора и поставившей во главе правительства полковника Менгисту Хайле Мариама, Эфиопская православная Церковь была государственной Церковью. Вскоре после революции Церковь была отделена от государства и большинство церковных земель были национализированы. По всей стране проводилась активная антицерковная и антирелигиозная кампания.

    После падения в мае 1991 года коммунистического правительства, патриарх Меркурий (избран в 1988 году) был обвинен в сотрудничестве с режимом Менгисту и был вынужден снять с себя полномочия патриарха. 5 июля 1992 года Священный Синод избрал пятым патриархом Эфиопской Православной Церкви Абуна Павла. Во время правления Менгисту он семь лет провел в тюрьме после того, как патриарх Феофил (смещен в 1976 году, убит в тюрьме в 1979 году) рукоположил его в 1975 году в епископы без разрешения государства.

    В 1983 году Павел был выпущен из тюрьмы и несколько лет провел в США. Патриарх Меркурий, эмигрировавший в Кению, отказался признать избрание Павла. Эфиопский архиепископ США Иезехак также не признал это избрание и в 1992 году прервал евхаристическое общение с Эфиопским Патриархатом. В качестве ответной меры Священный Синод Эфиопской Церкви лишил егополномочий и назначил архиепископом США и Канады Абуна Маттиаса. Поскольку архиепископ Иезехак пользуется поддержкой многих православных эфиопов в Америке, в эфиопской общине этой страны произошел раскол.

    В октябре 1994 года в присутствии патриарха Павла был заново открыт Колледж Св. Троицы в Аддис-Абебе. 50 студентов, обучающихся в этом колледже, получат богословскую степень, а 100 - дипломы об окончании.

    Согласно эфиопским источникам, общая численность верующих Эфиопской Церкви составляет 30 миллионов человек, т. е. православные эфиопы составляют около 60% от общего числа населения страны, равного 55 миллионам человек.

    Собор Святого Георгия - православный собор в г. Аддис-Абебе (Эфиопия). Его отличает характерная восьмигранная форма. Собор находится в северном конце улицы Черчилль Роуд (Churchill Road).
    Собор был построен по проекту архитектора Себастьяно Кастанья (Sebastiano Castagna) военнопленными итальянцами, попавшими в плен под Адуа в 1896 году, и был назван в честь Святого Георгия после того, как табот (Tabot) или Ковчег Завета этой церкви был перевезён к месту сражения при Адуа, где эфиопская армия одержала победу над итальянцами.
    Здание собора описывалось в 1938 году в одном итальянском издании для туристов как великолепный пример европейской интерпретации дизайна типичной эфиопской церкви. Итальянские фашисты сожгли собор во время войны в 1937 году.
    После освобождения страны в 1941 году собор был восстановлен императором Эфиопии.
    В 1917 году в соборе короновалась императрица Заудиту, а в 1930 году там короновался император Хайле Селассие, поэтому собор Св. Георгия стал местом паломничества растафарианцев.
    При соборе работает музей, где экспонируется императорский трон и витражи работы эфиопского художника Афэуорка Тэкле. Учитывая причину присвоения собору имени Св. Георгия, в музее выставлено оружие, применявшееся в войнах с итальянцами, в том числе - изогнутые мечи, трезубцы и огромные шлемы, изготовленные из львиных грив.

    Собор Святой Троицы (на амхарском языке - Кидист Селассие) - самый главный православный собор в г. Аддис-Абебе (Эфиопия), построенный в ознаменование освобождения Эфиопии от итальянской оккупации и являющийся вторым по значимости местом поклонения в Эфиопии после храма Св. Марии Сионской (Church of Our Lady Mary of Zion) в г. Аксуме.

    Чистый алтарь

    Собор носит звание «Менбере Цебаот» или «Чистый алтарь». Территория храма является местом захоронения лиц, сражавшихся против итальянской оккупации или сопровождавших императора в изгнание с 1936 по 1941 год. Император Хайле Селассие I и императрица-консорт Менен Асфау похоронены в северном трансепте собора.

    Другие члены императорской семьи захоронены в склепе под храмом. Главный престол собора посвящён «Агайстэ Алем Кидист Селассие» (Суверенный Властитель Мира Святая Троица).

    Остальные два алтаря в Святая святых по бокам от главного престола посвящены Иоанну Крестителю и «Кидане Мехерет» (Богородице Завету Милосердия).

    В южном трансепте собора находится недавно пристроенная часовня Св. Михаила, в которой размещается табот или Ковчег Завета Св. Архангела Михаила, возвращённый Эфиопии в феврале 2002 года после его обнаружения в Эдинбурге. Эта реликвия была захвачена британскими войсками в горной крепости Мэкдэла (Magdala) в 1868 году во время военной кампании против императора Теодроса II.

    Сооружения на территории собора

    Комплекс сооружений собора также включает церковь «Бале Вольд» (Праздник Бога Сына), известную также как церковь Четырёх небесных созданий (Church of the Four Heavenly Creatures). До того, как было построено здание собора, это был первоначальный монастырский храм Св. Троицы.

    Среди других сооружений - начальная и средняя школа, монастырь и семинария Св. троицы (Holy Trinity Theological College), музей и мемориал с останками патриотов, убитых итальянцами в Аддис-Абебе в 1937 году в ответ на покушение на жизнь фашистского вице-короля Итальянской Восточной Африки.

    Там же находится мемориал и захоронение чиновников императорского правительства, казнённых коммунистическим режимом Дерга. Собор Св. Троицы является кафедральным собором архиепископа Аддис-Абебы. В соборе проводится интронизация патриархов Эфиопской православной церкви и рукоположение всех епископов.

    Захоронения

    В Соборе Св. Троицы находятся могилы императора Хайле Селассие, императрицы Менен Асфау (Menen Asfaw) и других членов императорской семьи. На церковном дворе похоронены патриарх Эфиопской православной церкви Абуна Текле Хайманот (Abune Tekle Haimanot) и известная английская суфражистка и активная участница борьбы с фашизмом Сильвия Панкхёрст.

    Десять церквей были построены на берегах реки, названной теперь Иорданом. Из Иерусалима и Александрии достали искусных каменотесов, подкрепили их местной рабочей силой и посланными Богом ангелами, работавшими по ночам. Говорят, будто после смерти Лалибелы в 1212 году его вдова построила в память о нем одиннадцатую церковь. После прихода к власти он обучил нескольких мастеров полученному на небесах знанию методов строительства и поручил им возглавить стройку. Днем над созданием храмов трудились люди, а ночью - ангелы. По версии Хэнкока, этими «ангелами» были тамплиеры, с которыми Лалибела сошелся в Иерусалиме и которые прибыли в Эфиопию в поисках Ковчега Завета. Все версии вызывают сомнения. Объем вынутой породы просто огромен. Ведь надо было не только обозначить храмы по периметру, но и вынуть материал изнутри.

    Да сделать еще массу рвов и отводных каналов для предохранения храмов от стекающей с окрестных возвышенностей воды. На это должно было уйти никак не 23 года, а как минимум на порядок больше. И тамплиеры вряд ли тут чем-то смогли бы существенно изменить ситуацию. Версия «ангелов» как представителей высоко развитой цивилизации не сочетается с полным отсутствием следов сколь-нибудь высоких технологий. Версия того, что Лалибела занимался не созданием храмов, а лишь «археологическими раскопками» с ремонтом и доустройством, выглядит довольно слабой по тем же причинам. В то же время бросается в глаза гораздо более низкое качество исполнения самого нижнего яруса практически во всех храмах, причем не только снаружи, но и внутри. Возникает ощущение какого-то «недостроя»… Предположительно, церкви создавались следующим образом: сначала высекали большие отверстия вокруг большого каменного блока, пока он совершенно не отделялся от горы. Потом каменотесы начинали собственно оформление. По другой теории, работы велись сверху вниз, причем на каждом уровне раскопа тонкая отделка шла непосредственно за грубой выемкой.

    Таким образом, удавалось обходиться без усложненных каркасов. Из относительно мягкой каменной массы высекали купола, окна, веранды и двери. Пространство внутренней части создавали таким же образом, оставляя при этом стоять колонны и арки, соединяющие пол и потолок Одиннадцать высеченных в красноватых скалах церквей Лалибэлы с XVI века возбуждали непреходящий интерес. В течение долгих столетий Лалибела была религиозным центром и местом паломничества, но никаких следов военных сооружений или царской резиденции, напоминавшей бы дворец, здесь не нашли.

    Если поразмыслить о тех тяжелых условиях, в которых строились церкви, то можно удивляться величине некоторых из них. Самая большая, Христа Спасителя в длину 33,7 метра в ширину 23,7 метра и в высоту 11,6 метранаиболее почитаемая из них - храм Девы Марии (Бетэ Мариам), где окна имеют форму римских и греческих крестов, свастик и плетеных крестов. Центральная колонна во внутренней части обернута тканью. В одном из видений Лалибэле явился Христос, коснулся этой колонны, и на ней появились письмена, сообщавшие и о прошлом, и о будущем. Тогда колонну закутали от посторонних глаз: не всякий смертный готов познать истину.

    Церковь стоит в большом дворе, который точно с такими же невероятными усилиями был вырублен в скале. Позднее в северной стене внутреннего двора была высечена церковь Креста (Бетэ Мескель). На противоположной стороне двора находится церковь Богородицы, посвященная мукам Пресвятой Девы. Через тоннель-лабиринт можно пройти к другим скальным храмам, связанным с двором. Церковь Святого Георгия, покровителя эфиопов и англичан, вырублена в виде крестообразной в плане башни с равными поперечинами креста. Она стоит в глубокой яме, и к ней можно добраться только через тоннель.

    Этот город на севере Эфиопии, расположенный на высоте двух с половиной тысяч метров над уровнем моря – одно из главных святых мест и, соответственно, мест паломничества в стране. Почти все население города исповедует эфиопский вариант православного христианства, поскольку Лалибела должна была стать Новым Иерусалимом после захвата мусульманами ‘оригинала’ в 1187 году (такую роль городу предназначил правитель Эфиопии 12-13 вв. св. Гебре Мескель Лалибела. Настоящее имя город, называвшийся до тех пор Роха, также получил в подарок от этого властителя). Поэтому же расположение и названия многих исторических памятников Лалибелы повторяет расположение и названия соответствующих зданий Иерусалима - и даже местная речка называется Иорданом (кстати, идея эта, как и планировка города, тоже принадлежит королю Лалибеле). А в 12-13 вв. город успел побывать столицей Эфиопии.
    Первый европеец (португальский мореплаватель) увидел вырубленные в скалах храмы Лалибелы в 1520-х гг. и был потрясен ими, второй – в 1544, а третий – лишь в конце 19 века. Разумеется, туристы, привлекаемые с тех пор 13 церквями города, разделившимися на 4 группы – по сторонам света, - не в счет.

    А потрясение и закаленные морскими бурями португальцы, и современные туристы испытывают потому, что 13 церквей - все без исключения вырублены в скалах, причем церковь Бете Медхане Алеем считается самой крупной подобной церковью в мире. И почти все из тринадцать построены во время правления Лалибелы, в 12-13 вв.
    Впрочем, датируются храмы с очень большим разбросом: есть мнение, что за правление одного короля все их просто не успели бы вырубить (а значит, какие-то из храмов моложе – 14 века), есть и мнение, что по крайней мере три церкви были вырублены в скалах на полтысячелетия раньше и первоначально служили крепостями или дворцами в королевстве аксумитов. Писатель Грэхем Хэнкок представил и собственный взгляд на вещи – их-де построили крестоносцы – но ни один ученый его не поддержал.

    Кстати, церкви – это и памятник инженерной мысли средневековой Эфиопии: близ многих из них расположены колодцы, которые наполняются с помощью сложной системы, основывающейся на использовании местных артезианских скважин (напомним, город расположен на горном хребте на уровне 2500 метров над уровнем моря!).
    Кроме храмов, городу особо нечем похвастаться: небольшой аэропорт, большой рынок, две школы и одна больница.
    Что неудивительно, ведь в Лалибеле на 2005 год проживало лишь чуть больше 14600 человек.

    В течение трехсот лет здесь располагалась столица эфиопской династии Загве. Лалибела, правивший в конце XII - начале XIII в., отдал приказ построить в столице церкви, чтобы затмить славу Аксума. В церкви стали стекаться толпы паломников, и в конце концов сам город был назван в честь Лалибелы.
    Церкви, вырубленные в скалах ниже уровня поверхности, выполнены с использованием самых разнообразных архитектурных стилей. Здесь встречаются и греческие колонны, и арабские окна, древняя свастика и звезда Давида, арки и дома в египетском стиле.

    Вначале строители делали в скале четырехугольное отверстие и извлекали гранитный блок. Этот блок покрывался снаружи росписью и орнаментом, после чего выдалбливался изнутри, снабжался сводчатым потолком и также расписывался. Иногда церкви устраивались в уже имеющихся пещерах, которые просто расширяли, пробивая новые коридоры. По подсчетам археологов, для соружения церквей потребовался труд не менее 40000 человек.
    Однако легенда связывает постройку скальных церквей с вмешательством богов. Как гласит предание, Лалибелу отравил его брат Харбай. Во время оцепенения, вызванного ядом, Лалибела был вознесен на небо и говорил там с Господом. После пробуждения Лалибела должен был бежать в Иерусалим, а когда придет время, вернуться на трон в Рохе. Также Бог дал ему подробные инструкции по постройке одиннадцати церквей, их формы, местоположения и украшений. Лалибела повиновался, но сам не мог выполнить такую огромную работу, и поэтому вместе с ним трудились ангелы.

    Дом Медхане Алема (Спасителя мира) - крупнейшее культовое сооружение, имеет 35 метра в длину, 23 метра в ширину и 10 метров в глубину. Дом Голгофы - вместилище гроба Лалибелы.
    Четыре церкви стоят совершенно обособленно. Хотя их размеры и различаются, все они имеют форму больших каменных холмов. Церкви полностью изолированы в границах глубоко вырытых дворов.

    Бета Гиоргис (церковь Святого Георгия) стоит на некотором удалении от остальных церквей. В плане храм представляет собой крест размером 12х12 метров. Высота, точнее, глубина здания также 12 метров. К входу ведет глубокий коридор, прорубленный в скале.

    Каждое утро, отправляясь по своим делам, жители Лалибелы любуются удивительным храмовым комплексом, который прославил их родной город на весь мир. Попав в этот провинциальный город, бывший в средние века столицей эфиопского царства и называвшийся Роха, трудно представить, чтокогда-то это был политический, культурный и религиозный центр крупной и влиятельной в своем регионе державы. Идея постройки этих храмов возникла у будущего короля Эфиопии Лалибелы, когда он находился ещё в статусе наследника.
    В середине двенадцатого века наследник эфиопского престола, по принятой тогда традиции, отправился в паломничество на Святую землю. Он пробыл в Иерусалиме тринадцать лет. Увиденное там так вдохновило его, что, вернувшись обратно, он решил построить в этих труднодоступных горах новый эфиопский Иерусалим. Лалибела полагал, что их эфиопский Иерусалим станет новым центром паломничества христиан. Дело в том, что после того как войска Саладина захватили город Иерусалим в 1187 году, путешествие в Святую землю для эфиопских христиан стало практически неосуществимым.

    Названия здешних улиц, храмов и даже местной реки было решено изменить на библейские. Так здесь появилась своя Голгофа и Скорбный Путь. А это - здешняя река Иордан. В сухой сезон, когда в горах Эфиопии с неба по нескольку месяцев не выпадает ни капли воды, она пересыхает. Зато в это время можно увидеть большой каменный крест на ее дне, после дождей обычно скрытый потоками воды. В борьбе за власть короля Лалибелу отравила его собственная сестра, но храмы, построенные этим царём-созидателем, прославили его самого и его город в веках. После смерти Лалибелы город Роха стали называть его именем. Высеченные из розового вулканического туфа храмы не видны до тех пор, пока не подойдешь к ним практически вплотную.

    Храмовый комплекс Лалибелы - это одиннадцать искусно вырубленных в скале церквей. Украшенная колоннами, самая большая из них - это Бете Медане Алем, или Храм Спасителя Мира. Бета Медане Алем - самый большой в мире храм, высеченный целиком из единого скального массива. И вся его наружная часть и все внутренние помещения, колонны, залы и потолки - это то, что осталось, когда от гигантской глыбы мастера отсекли всё лишнее. Исключение составляют несколько колонн, состоящие из отдельных блоков и делающие его похожим на классические греческие храмы.
    Работа эфиопских каменотёсов вызывает восхищение, особенно, если учитывать, что у них не было права на ошибку, ведь прикрепить обратно неправильно вырубленный кусок туфа было бы невозможно. К тому же им приходилось учитывать структуру камня, чтобы не дать конструкции пойти трещинами в самых неожиданных местах. Для этого был нужен точный расчет и чёткое видение каждым из многочисленных каменотёсов всего строения в целом, - еще до начала всех работ.

    Внутри храмов-монолитов царит таинственная полутьма. Колонны, потолок, алтарь - здесь все необычно, все завораживает взгляд. У каждого из элементов храмового декора есть своё символическое значение. Говорят, будто бы именно здесь, в тайнике, хранился легендарный большой золотой крест короля Лалибелы. В 2009 году ЮНЕСКО, чтобы сохранить уникальные фрески древних храмов, предложила защитить строения особыми сводами. Так удивительные храмы-монолиты будут еще менее заметны, зато они станут куда более защищенными от вредного воздействия природных факторов. Но можно быть уверенным - поток паломников и туристов из самых разных стран мира в Лалибелу никогда не иссякнет. Ведь ничего подобного нет ни в одном другом уголке нашей прекрасной планеты!

    Храм Бета Мариам - один из самых почитаемых в Лалибеле. Входить сюда, как и во все христианские храмы Эфиопии, следует босиком, оставив обувь у входа. Искусно украшенные арки, множество крестов на стенах, барельефы, иконы, стоящие по традиции прямо на полу, верующие в белых одеждах… Его богатое внутреннее убранство поражает воображение. В здешнем горном климате без всякой реставрации прекрасно сохранились уникальные настенные росписи.

    По узким тоннелям, прорубленным в породе, от одной церкви к другой можно перейти, не поднимаясь на поверхность. Весь комплекс «спрятавшихся»храмов-монолитов трудно заметить даже с малого расстояния. Достаточно было не подпускать чужаков слишком близко - и святыни не подвергались лишней угрозе. Храмы нередко становились надежным убежищем - система подземных ходов была очень разветвленной. Служители говорят, что сейчас многие из них замурованы или закрыты досками и коврами, а о некоторых не знают даже самые любознательные и сведущие смотрители.
    Свидетели множества событий, происшествий и тайн, храмы Лалибелы притягательны и неповторимы. Внутри на уровне человеческого роста их стены и колонны отполированы тысячами рук и губ верующих, постоянно прибывающих сюда, чтобы поклониться почитаемым святыням Лалибелы. В храм Святого Георгия, стоящий в глубоком каменном колодце, лучи света попадают лишь в полдень, когда солнце оказывается в зените. В остальное время на него падают густые тени окружающих стен, превращая его съёмку в непростую задачу.

    По легенде, когда король Лалибела уже заканчивал строительство скальных храмов, к нему явился неожиданный гость. Это был Святой покровитель Эфиопии Георгий Победоносец во всеоружии на белом коне. И тогда король решил посвятить ему самый красивый храм своего города. Бета Гиоргис часто по праву называют Восьмым чудом света. Чтобы спуститься к входу храма Святого Георгия, нужно пробраться по проделанному в скале узкому проходу, в котором иногда и двоим-то трудно бывает разойтись. Храм Святого Георгия уникален тем, что у него нет ни одной колонны. Все остальные храмы Лалибелы имеют внутренние или внешние колонны.

    Известные на весь мир храмы Лалибелы признаны чудом инженерного искусства. Задача нынешнего поколения - сохранить эти поразительныехрамы-монолиты. Ведь сегодня, как и сотни лет назад, они восхищают тысячи людей, которые приезжают в Эфиопию для того, чтобы поклониться святыням и своими глазами увидеть неподражаемое чудо света, вырубленное восемь столетий назад в городе с красивым именем Лалибела.

  2. Эфиопская иконопись

    Одно из прекраснейших явлений христианского искусства – это эфиопская православная икона. Эфиопская икона архаичная, чистая, наивная, детская.
    На протяжении веков мастера удивительным образом смогли сохранить искренность и непосредственность. Хотя история православия в Эфиопии не была такой уж простой.
    Расцвет эфиопской школы иконописи приходится на период зрелого и позднего средневековья.Сохранение и развитие традиций национального искусства продолжают современные художники.

  3. В Эфиопской Церкви, как указывалось выше существует несколько сословий. У каждого сословия есть свои обязанности,за исполнение которых оно отвечает. Священники в Эфиопской Церкви не только проводят в церквях службу и праздничные процессии,они за пределами церкви, будучи в дороге или дома благословляют людей, когда они у них этого просят.Для этого в Эфиопской Церкви есть не большие ручные кресты.У каждого священника обязательно он есть. В длину они могут быть от 10 и до 20 см,что бы его удобно было носить при себе,спрятав в складках одежды. Эфиопы воспринимают сам факт благословления как выражение Божественной любви-для них это очень важно. Благословление даёт им силы. Священник воспринимает благословление как возложенный на него Богом долг, который он обязан исполнять при любых обстоятельствах. Человек опускается перед священником на колени, тот касается крестом его лба и потом протягивает крест для поцелуя.
    Маленький ручной крест для благословления вне церкви эфиопского священника. Ориентировочно 17-18 век. Размер креста 18 см.
  4. Эфиопы смуглые,а не чёрные.А про славян как Вы написали мне понравилось.Дикарями мы считаем представителей других культур.Согласен с Вами-не просто их понять.

Одна из древнейших христианских церквей в мире. Придерживается до сих пор монофизитского вероисповедания. После обретения (1993 г.) Эритреей независимости из Эфиопской церкви выделилась автокефальная Эритрейская православная церковь, сохраняющая, как и родственные ей церкви, верность монофизитской доктрине. Хотя, формулировки немного сгладились со времени Халкидонского собора и церкви называются православными, доктринально монофизитские церкви придерживаются тезиса о неразделимости природы Христа на человеческую и божественную – она едина. Отсюда и название официального вероисповедания в Эфиопии – теуахдо (единобожие). До 20 столетия существовали и более радикальные монашеские ордена (кыбат, евстафиане и др.), считавшие, что Христу присуща только одна – божественная природа, или, что его природа отлична, как от божественной, так и от человеческой.

Организационно эфиопская церковь оформилась в Аксуме в 4 в, когда был рукоположен первый епископ – Фрументий, сириец по происхождению. Христианство распространялось в основном мирными методами в течение длительного времени (4 – 6 вв.). Возможно, поэтому оно приняло глубоко своеобразные синкретические формы.

В послеаксумский период в течение нескольких веков эфиопская церковь скорее всего находилась под впечатлением древнего библейского запрета на «запечатление» образов: древние эфиопские церкви практически лишены фресковой росписи и скульптур. А всемирно известные фрески храма Св. Марии в Лалибеле были созданы значительно позже — при императоре Зара-Якобе в 15 столетии.

Есть множество отличий религиозной жизни эфиопов от других христиан: это обрезание и не употребление свинины, использование древнеегипетского систра в церковной музыке, религиозно-философская поэзия – кыне и экстатический литургический танец дэбтеров.

Сама структура эфиопской церкви двояка: есть священники, и есть, как бы, низшее духовенство – дэбтеры, выступающие в роли связующего звена между духовенством и мирянами. Это очень образованные люди (обязаны знать древние языки в отличие от священников), которые, как бы, одной ногой в церкви, а другой «в миру»: живут жизнью народа и иногда выступают в роли лекарей и деревенских колдунов. Ведь по традиционным эфиопским представлениям весь окружающий нас мир населён духами: злыми или добрыми. И задача дэбтера — охранять, задабривать или бороться с ними. Мир духов Эфиопии тесно связан с миром природы: имеются целые урочища, где «проживает» тот или иной дух и оно считается неприкосновенным. Территории вокруг храмов и монастырей также считаются священными, где нельзя убивать даже хищных животных. Кроме заповедников, эти территории в наибольшей степени сохранили первоначальный свой облик.

Эфиопская православная церковь играла важную роль в политической жизни страны, уступая по значимости лишь власти императора и армии. В отдельные исторические периоды даже эфиопские цари были ставленниками церкви.

Длительное время (со времени основания) Эфиопская православная церковь была подчинена Коптской церкви: митрополит — абуна назначался из Александрии и был египтянином. Поскольку абуна всегда назначался из египтян и не был посвящен в тонкости политической жизни Эфиопии, он мог держаться в стороне от мирских проблем, заботясь о поддержании своего духовного авторитета. Фактически управлял церковью эфиоп, ее административный глава, ычэге, однако правом посвящения в церковный сан и помазания на императорский трон обладал только абуна.

В 1948 император отказался принять нового абуну, назначенного в Александрии, и выдвинул ряд требований к александрийскому патриарху. По мнению Хайле Селассие, представители Эфиопской церкви должны были участвовать в выборе патриарха и заседаниях синода Коптской церкви, абуна должен назначаться из числа эфиопских священнослужителей, а синод Эфиопской церкви должен сам определять священнослужителей, которые будут посвящены абуной в сан епископа.

В 1951, впервые за 15 веков, Эфиопскую церковь возглавил абуна — эфиоп, который в 1959 был возведен в сан патриарха. С 1959 Эфиопская православная церковь стала полностью независимой от Коптской.

Эфиопская церковь пользуется древнеегипетским календарем, в котором 13 месяцев в году, и летоисчисление отличается от европейского на 7 лет.

В канон эфиопской Библии включены многие апокрифические книги, не известные на западе: Книга Еноха, Книга Юбилеев и др.

Также как и в коптской церкви большим почитание пользуется Богородица, в честь которой отмечается 33 праздника в году.

Большое место занимает крестовая символика. Женщины некоторых народов (тиграи ) даже сейчас наносят себе на лоб татуировки в виде креста. А для женщин амхара характерна змеевидная татуировка на шее.

Большой популярностью в народе пользуется недельный праздник весны — Мескель («Крест»), во время которого разжигают огромный костёр, люди танцуют и делают омовение в водоёмах.

До сих пор сохраняются своеобразные религиозные духовные братства – махаббары .

С приходом в 1974 к власти военного руководства христианство утратило привилегию быть единственной в стране государственной религией. По решению властей ислам и другие религии были уравнены в правах с христианством.

В церковно-администратвном отношении эфиопская церковь делится на 14 епархий, 13 из них находятся на территории страны. Наибольшее количество приверженцев эфиопской православной церкви проживает на севере и в центре страны, наименьшее – на востоке и юго-востоке. В основном — это амхара, тиграи и от части оромо.

Вконтакте

Перепост с http://www.taday.ru/text/1093506.html

Пропустим "мимо ушей" традиционное для РПЦ ключническое упоминание "монофизитов", т.к. сам рассказ доброжелательный.

________________________________________ ____

Эфиопия - единственная в Африке с древних времен христианская страна, где очень высокий процент (60%!), христиан. Из них 50% - монофизиты и 10% -протестанты. Вы чувствовали, что находились в христианской стране?

Конечно. Более того, я на протяжении поездки пытался углядеть следы исламского присутствия. В некоторых местах видел мечети с минаретами. Ведь мусульман там, как минимум, 40%, а некоторые считают, что больше. Но, конечно, эта страна, прежде всего, глубоко христианская. Все, с кем мы сталкивались, были христианами. Причем глубоко и проникновенно верующими независимо от их социального статуса. Нас встречала очень элегантная эфиопская дама, владелица преуспевающей турфирмы, прекрасно говорившая по-английски, ведущая бизнес с западными компаниями. Я приехал чуть раньше моих друзей, и она меня пригласила в ресторан, где к своему удивлению я выяснил, что она постится (это был конец Рождественского поста). Я ее спросил, многие ли среди ее знакомых (понимая, что это преуспевающая эфиопская элита) соблюдают пост? Она сказала, что, наверное, все. И дальше я регулярно встречал проявления такого глубинного христианства. Вот ситуация. Мы -в туристическом месте, комплекс Лалибела, одновременно паломнический центр. Там прогуливаются молодые люди вполне светского вида, которые зарабатывают тем, что оказывают посреднические услуги туристам. В советское время их назвали бы фарцовщиками. И вот они меня провожают в антикварную лавку. Проходим церковь. Не древнюю. Они все останавливаются, просят у меня прощения, подходят к забору этой церкви, прислоняются к нему, целуют этот забор и возвращаются. Мы продолжаем наш путь.

Вот такие вот черточки. Христианство там абсолютно живое и повсеместно доброжелательное.

Но христиане имеют представление о том, что Россия - православная страна?

Это нам в голову приходит, что эфиопы - монофизиты и, с нашей точки зрения, еретики, такие же, как армяне или копты. Эфиопы же этого совсем не понимают. У них сознания, что есть другие православные, будь-то греки или русские, нет.

Когда с образованными людьми пытаешься завести разговор на эту тему, что у нас есть существенная разница в вере, они смотрят и не понимают: как? У нас одно общее христианство! Да, с католиками, мол, у нас были проблемы: был царь, который в XV веке пытался нас «окатоличить», но мы его отвергли, и в итоге пришлось всех перекрестить (нам даже показывали огромный бассейн, где тысячами перекрещивали крещеных в католичество!). Но уж с вами-то мы точно одной веры! Ну да, есть свои особенности: у нас и литургия другая, и язык другой, и вообще все другое. Ну и что? Главное, что мы - христиане, а не мусульмане, что у нас общая вера в Троицу, Христа, Богородицу.

Эфиопское богослужение

Вам приходилось бывать на эфиопском богослужении?

В древней столице Аксум. Там три храма. Один маленький, недоступный, где хранится Ковчег Завета. Рядом с ним храм XVII века, с интересными росписями того же времени. И третий, новый огромный, храм, где мы присутствовали на рождественском богослужении.

Мы отправились туда всей группой, в которой были и мужчины, и женщины. В принципе, в храм женщин не пускают по их правилам. Но европейских гостей, всех, и мужчин, и женщин, пропустили, и даже провели на лучшие места, оказывая нам всяческие знаки внимания, даже не спрашивая о том, христиане мы или нет. Они были счастливы показать нам свой праздник, свое сокровенное и разделить его с нами. Надо сказать, что они и в нас, и в некоторых других немногочисленных туристах нашли очень благодарных зрителей и слушателей. Меня поразила эфиопская литургия, которая, судя по всему, невероятная древняя. Литургия написана на древнем сакральном языке геэз.

Вообще, с языками в Эфиопии очень сложно, потому что их там - около 80. И примерно 30 разных племен. Есть доминирующие языки, как амхарский, государственный язык Эфиопии, но на нем говорят всего 25%.

На каком же языке эфиопы общаются между собой?

Образованные люди - по-английски. Ситуация похожа на Индию. На севере распространен третий по значимости язык - тигринья. С нами был шофер, у которого родной язык амхарский, он ничего не понимал на тигринья, а местные люди не говорили по-амхарски. Английского простые крестьяне тоже, разумеется, не знали, поэтому между нами было ноль общения.

Возвращаясь к литургии…Понимаете когда ты попадаешь к коптам, то понимаешь, что попадаешь в древнюю практику IV-V веков, в нашем представлении довизантийскую. А когда ты попадаешь к эфиопам, то видишь христианство, не отделенное от иудаизма, иудейских богослужебных обрядов. Вспоминаются библейские образы, Давид, скакавший перед ковчегом...

Эфиопы тоже танцуют на богослужении?

Да. И священнослужители, и присутствующие. Литургия происходит как некий сакральный танец, разумеется, не гопак, а танец ритуальный…

А какой танец это напоминает - хоровод?

Нет, не хоровод. Если обратиться к очень далеким сравнениям, то менуэт. Танец сопровождается музыкой. Два основных музыкальных инструмента - колокольчики и барабаны. Люди двигаются в танцевальных движениях и звонят в колокольчики, которые держат в руках, похожие на маленькие счеты, с металлическими звенящими пластиночками. Важную роль в эфиопском богослужении играет и барабан, символический образ Тела Христова. Два камня внутри него символизируют божественную и человеческую природу Христа. Лента, которой он перевязан, есть образ погребальных пелен Христа. Мне вспоминались древние литургические толкования Софрония Иерусалимского и Германа Константинопольского. Возникало ощущение богослужения времен царя Давида. В религиозном смысле мне разделить его было трудно, но происходившее захватывало.

Танец продолжается в течение всего богослужения?

Рождественская служба длилась 5 или 6 часов. Люди пребывали в движении почти постоянно. Во время пауз, вероятно, священник произносил проповедь, к сожалению, из-за незнания языка мне не доступную. Хора как такового не было. Иногда они что-то пропевали, но значимой хоровой музыки, как в России, мы не слышали. Не выделялось из общей массы высшее священство. Очевидно, что присутствовало несколько епископов (это как ни как кафедральный собор Аксума!), однако, все священнослужители были одеты примерно одинаково. От простого верующего священника отличал белый тюрбан на голове. И все.

Мне вспоминаются белые одежды эфиопов на Гробе Господнем в Иерусалиме и на Свято-Сергиевскогом подворье в Париже...

Праздничные одежды у эфиопов - всегда белые. И у священников, и у простых прихожан. Это очень выразительно - танцующая толпа людей в белом, общий ритм сотен колокольчиков, звучание десятков барабанов. Причем, когда присутствуешь на разных литургиях, армянской, коптской… замечаешь, что все они составлены по одной матрице, даже католическая, при всей ее внешней непохожести, а тут видишь иную, довизантийскую, матрицу, которая была переработана, отчасти сознательно забыта, но в Эфиопии осталась.

Эфиопская Церковь и Ковчег Завета

Вы еще ни разу не упомянули о том, когда и как возникла Эфиопская Церковь!

Эфиопская Церковь появилась в начале IV века. С древнейших времен Эфиопия понимала себя как Новый Израиль. И эфиопские цари считали себя потомками Соломона. Ни больше, ни меньше. В Эфиопии до сих пор невероятно популярно предание о происхождении эфиопской цивилизации от царя Соломона, который коварно и хитроумно, как ему и подобало, соблазнил царицу Савскую. В результате их союза родился царевич Менелик.

В 20 лет он был послан к своему отцу. Тот его принял, признал и предлагал, как говорит эфиопское сказание, остаться в Иерусалиме и наследовать Соломоново царство. Но Менелик был патриотом своей страны. Тогда царь Соломон отдал ему лучших сынов Израиля, чтобы они вместе возвратились в Эфиопию и утвердили там Новый Израиль. Эти молодые люди не хотели уходить без главной святыни и украли Ковчег Завета из храма Соломона со всем его содержимым. А вы помните, что там находились и скрижали Завета, и сосуд с манной, и жезл Аарона. Ковчег Завета, со всем его содержимым, принесли в Эфиопию, а в Израиле Соломон оставил его копию. Эфиопы утверждают, что украденный Ковчег хранится до сих пор в Аксуме, но его никто не имеет права видеть (и раньше не имел). Он стоит в специально отстроенной церкви, всегда закрытой. К ней можно подойти и помолиться у ее стен.

Вообще тема Ковчега Завета и преемственности Эфиопии от Израиля в стране невероятно популярна. Важнейший элемент литургического убранства всякой эфиопской церкви - это реплика, маленькая копия Ковчега Завета, которая стоит на алтаре как знак связи и символического единства между храмом Соломона и каждым храмом Эфиопии. Один такой предмет, он называется табот, старенький, где-то 100-летней давности, из деревенской церкви, я приобрел и привез в Москву. Сам предмет уникален, потому что его аналога нет ни в одной христианской традиции. Это маленький эфиопский ковчег в виде резного деревянного ларца с крестом на вершине. С четырех сторон подобно иконостасу он раскрывается иконами Христа, Богоматери, святых, евангельских событий.

На всех таботах набор сюжетов один?

Он варьируется, но основные сюжеты повторяются. И ношение этого табота, или Ковчега Завета, в определенные моменты службы является важной частью литургического обряда эфиопских литий. Это освящает пространство. Вообще с идеей нового Израиля в Эфиопии связано очень многое. В частности то, что в Эфиопской Церкви никогда не было в отличие от, скажем, Греческой или Русской Церквей, такого отрицания и обличения иудаизма. Эфиопы не видели конфликта между иудейской и христианской традициями. Они считали, что это нормальная смена вещей: был ветхозаветный храм, потом возник храм новый, появилось христианство.

Как некое внешнее выражение этой нерасторжимой связи почти в каждой церкви встречается изображение шестиконечной звезды Давида, с крестом в центре. Это главный символ эфиопского христианства.

Эфиопские памятники

Расскажите, пожалуйста, о наиболее значимых памятниках, которые вы видели в Эфиопии. По своему качеству, с чем они сопоставимы?

Среди этих памятников есть великие. Если не из первой десятки, то из первой двадцатки мирового культурного наследия. Я в первую очередь имею в виду Лалибела, эфиопский Новый Иерусалим. Это древнейший в мире Новый Иерусалим, выстроенный как некий комплекс в конце XII - начале XIII веков, когда эфиопский царь Лалибела, который узнал о том, что Салах ад-Дин отвоевал у крестоносцев Иерусалим, и Иерусалим для христиан потерян, решил создать Новый Иерусалим у себя в Эфиопии. Он нашел место, скалистую гору и решил вырезать в ней Иерусалим. В итоге получился комплекс из 16 храмов, вырезанных сверху вниз. Мастера приходили на вершину скалы и начинали рыть вниз, вырезали причудливые храмы, с интерьером, с большим внутренним пространством внутри одной огромной скалы. Это абсолютно уникальный проект, который в христианской традиции должно поместить в десятку важнейших памятников мира. Лалибела - самый известный памятник в Эфиопии. Он придуман как проект Святой земли. Там есть место Голгофы, есть Елеонская гора, есть Иордан, есть место крещения, т.е. все задумано как ландшафтная пространственная икона.

В некоторых храмах осталось немного древних росписей. Хотя росписи в эфиопском храме не играли такой роли, какую они играли в византийском или древнерусском храме. Но, тем не менее, это сюжетные композиции на евангельские темы, обычно идущие фризом под потолком. Вообще само искусство иконописи и традиция иконопочитания в Эфиопии ясно сформировались лишь в XV веке.

А до XV века изображений не было?

Изображения были. Изображения, о которых я говорю, это конец XII века. Есть и более ранние фрески. Но не было традиции иконопочитания, как в Византии. В монофизитских Церквах сложно с иконопочитанием. Там нет агрессивного отрицания иконы, но и ярко выраженного иконопочитания тоже не существует. По всей видимости, его не было и в древней Церкви. Нам известно об ожесточенных спорах, которые велись тогда. Евсевий Кесарийский категорически выступал против святых изображений. Известно его письмо к дочери Константина Великого Констанции, где он ей объясняет, что почитать изображения нехорошо.

Между тем в Византии уже в VI-VII веке изображения были распространены повсеместно!

Да, но считается, что это было одной из причин иконоборчества. А в монофизитской традиции, также, как и в римской, иконоборчества не было. В XV веке один из императоров династии Соломонидов познакомился с итальянской культурой и проникся западным христианством. Именно он ввел декретами иконопочитание в Эфиопии. И с того времени и иконопочитание, и иконописание там приобрело формы, которых нет нигде в христианском мире. Сейчас в Эфиопии иконы создаются в огромном количестве. Они выполнены в одной технике, немного примитивной, экспрессивно-фольклорной, но невероятно живой и трогательной. Они во всем похожи на иконы XV века. Ничего не изменилось ни в стиле, ни в технологии. И только специалисты по эфиопской живописи, к которым я не отношусь, смогут отличить икону XV века от иконы XX века.


Эфиопский храм

Как устроен эфиопский храм?

Эфиопские храмы - разные по устройству. Есть базиликальные храмы, есть круглые, есть крестовидные. В Лалибела 16 церквей, они все разные. Никакого стандарта церковного строительства там нет. Но главная идея заключается в том, что алтарь абсолютно закрыт. В него может зайти только священнослужитель в момент богослужения. Алтарь закрыт стенкой, а входы - плотной завесой. И то, что происходит внутри святого святых, никто не видит. Это очень интересное устройство сакрального пространства: алтарная часть не взаимодействует с пространством храма. В Византии алтарное пространство было сначала открыто и абсолютно видимо, и только потом закрылось, где-то в IX веке начался процесс, который привел в конце XIV века к появлению высокого русского иконостаса. Здесь мы видим модель ветхозаветной Святая святых, которая недоступна для непосвященных.

В районе озера Тана, с которого мы начали наше путешествие (оно известно тем, что из него вытекает Голубой Нил), храмы сделаны в виде круглых построек. Они напоминают эфиопские хижины, состоящие из трех концентрических кругов, как бы вложенных друг в друга. Центральный круг - это Святая святых, потом есть еще один уровень, вокруг алтаря круговой обход - это основной храм и еще один внешний круг - это, с нашей точки зрения, притвор. Все расписано и имеет определенное назначение в процессе богослужения. Очень важная традиция всех эфиопских храмов, тоже восходящая к ветхозаветным прообразам, это то, что можно войти, только сняв обувь, как некогда Моисей перед Неопалимой Купиной снимал сандалии. Храмовое убранство - бедное. Единственный дорогой предмет в храме, который тебе иногда показывают, это серебряные процессионные кресты. Их в Эфиопии до сих пор производят в огромном количестве. Это один из основных видов христианского традиционного искусства.

Эти храмы на озере Тана расписаны?

В храмах, которые стоят на озере Тана, все стены расписаны снизу доверху очень яркими картинами, как лубки. Это эфиопские жития святых. Один из самых популярных персонажей, святой, который изображается стоящим на одной ноге и с крыльями. Имя его вам ни о чем не скажет, но история - поразительная. Он придумал себе такой вид аскезы -стоять и молиться на одной ноге. Видимо, столпа поблизости не нашлось. И он много лет стоял на одной ноге и молился. В результате вторая нога отсохла, но Господь, видя его невероятное благочестие, вознаградил его крыльями. И поэтому он изображается на одной ноге с крыльями. Вот такой чудный сюжет.

Большинство сюжетов, так или иначе, узнаются, например, икона святого Георгия, который поражает дракона. Для нас, москвичей, грузин, шотландцев и эфиопов - это общий покровитель. В Эфиопии очень распространено изображение Святой Троицы, причем не в виде трех ангелов, а реально три изображения одинаковых старцев, восседающих на престоле. При этом все изображения - яркие, кричащие, декоративные, переливающиеся, шокирующие, с перехлестом. Все очень живое, простое, без византийского интеллектуализма и аристократической утонченности, все - одна эмоция. И так до сих пор осталось в их искусстве. Выходишь из храма, тут же лавка, на которой лежат абсолютно в таком же стиле написанные десятки, сотни икон от 5 см до метра размером. Многие эфиопы носят иконы на себе. Популярны и большие кресты, демонстрация своей приверженности к христианству.


Резюме эфиопского мира

Алексей Михайлович! Вы путешествовали по всем странам бывшей Византии. Сформулируйте, пожалуйста, резюме эфиопского мира, эфиопского искусства на фоне этой общей картины Византии!

Если резюме, т.е. что-то очень короткое - ни на что не похоже! Абсолютно особый, уникальный, глубоко христианский и глубоко потерянный для нашей цивилизации мир. Он живет в автономном режиме, и очень важен для понимания основ и истоков, но замкнут в себе. Это уникальная резервация. И, слава Богу, что в Эфиопии не оказалось каких-то ископаемых и чего-то такого, что привлекло бы алчных хозяев извне.

Там нет ощущения несчастья, но напротив подлинности и естественности бытия на фоне полной нищеты. С этим, впрочем, и в Индии сталкиваешься и поражаешься: видишь полную нищету и при этом абсолютно полноценных людей, удовлетворенных своей жизнью. Они живут в Боге, честно трудятся за сущие гроши, благодарят за эту жизнь Господа и совершенно счастливы. Это некий опыт, над которым стоит поразмыслить как о системе ценностей. Конечно, невероятно интересный пласт мировой культуры связан с Эфиопией: ни на что не похожий, сложный, глубокий. Эфиопия - очень красивая страна. Это горы, зеленые долины между гор (повторяю, это не выжженная Африка). Это привлекательные, дружелюбные, умные, достойные люди, живущие подлинными ценностями. И это дорогого стоит.

Детский хор на вечерней службе

Эфиопия — уникальная страна, причем не только в масштабах Африки. Никем в полной мере не колонизированная, простирающаяся среди горных массивов, многие из которых недоступны и ныне, она вместила в себя свыше 80 языков и более 100 этнических групп. А объединила большинство из них в отсутствие дорог и общего языка вера: христианство в Эфиопию пришло раньше, чем в Россию (на шесть с лишним веков) и даже в Европу.


Обряд Крещения - мать держит дитя на руках, символизируя на время обряда Деву Марию

Согласно Новому Завету произошло это в I веке: апостол Филипп крестил евнуха, приглядывавшего за сокровищами местной царицы. Новая вера распространилась в древней Эфиопии чрезвычайно быстро, став уже в IV веке государственной религией одного из местных царств (считается, что это был третий случай в истории после Армении и Эдесского царства). Впрочем, уникально не только это: за прошедшие 16 веков здешняя вера почти не менялась. В отличии от всех прочих ветвей, включая европейскую и русскую, "политических" изменений с древности в ней практически не было.


Субботняя служба

В наши дни, по статистике, христианство исповедуют свыше 60 процентов граждан страны. Эфиопская церковь считается независимой, причисляет себя к православной ветви, с российским православием ее роднит календарь, дни поста, некоторые обряды и религиозные праздники (они совпадают). При этом Ветхий Завет здесь чтят не менее, чем Новый, практикуется обрезание младенцев и ограничения в пище, эти традиции пришли из иудаизма, но считаются частью христианского верования.


Обряд освящения воды

В отличии от стран, где религия перестала быть частью повседневной жизни, в Эфиопии даже молодые люди не проходят мимо церкви, не перекрестившись и не приложив голову к порогу. Практически все носят деревянные кресты на шее, часто религиозные символы украшают автомобили и моторикши. А вот настоящие иконы встречаешь редко: сохранилось их мало, даже в церквях большинство икон напечатаны на принтере. На самом деле оригинальная эфиопская иконопись очень красива, пусть и немного наивна, похожа на рисунки детей, но, к сожалению, встречается редко.

Эфиопская иконопись

Библия в Эфиопии написана на древнем языке геэз — он был распространен в Аксумском царстве, которое первым и приняло христианство. Этот эфиосемитский язык дал начало основным современным языкам страны — амхара, тигре, афар и другим, но сам вышел из широкого употребления. Сегодня геэз — это язык литургии православной церкви Эфиопии: он считается священным, и в обычной жизни им не пользуются.

Православные храмы можно встретить по всей стране, от самой маленькой деревни до столицы. В деревнях церкви традиционно имеют форму шатра, в более древних городах — креста, а в Аддис-Абебе (столице) выглядят очень по-европейски: сказывается итальянское влияние (Рим стремился завоевать Эфиопию с конца XIX века, что закончилось при Муссолини кровавой войной). Как бы то ни было, но в архитектуре, как и в политике, Эфиопия независимость отстояла. Кресты на православных храмах всегда затейливы и украшены шарами, которые изображают страусиные яйца (это символизирует прочность веры). Убранство церквей можно назвать аскетичным по сравнению с нашими храмами — несколько икон, пластиковые цветы, бусины, свечей немного. Полы укрыты коврами, так как в храм принято входить без обуви, а во время богослужений многие сидят на полу.

Богослужения проводят два раз в день, короткое утром и основное в середине дня (оно длится не менее двух часов, и в это время входить в храм запрещается), по праздникам бывает и ночная служба. Заметить, к слову, время службы несложно: днем города пустеют и остается только удивляться тому, сколько людей готовы посвятить несколько часов ежедневной молитве.

Одна из красивейших особенностей эфиопской христианской традиции — все верующие (как женщины, так и мужчины) ходят в храм в длинном белом платке, закрывающем почти все тело. Священники же носят красные или голубые облачения. Часто можно увидеть прихожан с посохом, но это не дань традиции. Посох помогает выстоять долгую литургию.

Хотя первым новую религию приняло царство Аксум на востоке страны, древние центры православия (церкви XII-XIV веков) сохранились не только там, но и в горах на севере — в Лалибэле и Гондаре. Там каждый день тщательно восстанавливают древние ритуалы: благословляют воду и хлеб, проводят крещения и причастия. Особо впечатляет город Лалибэла, названный в честь Святого Гебре Мескель Лалибэлы, царя Эфиопии в XII-XIII веке. По преданию этот царь долго жил в Иерусалиме и после его захвата мусульманами в 1187-м решил построить свою столицу как Новый Иерусалим. С тех пор многие объекты в городе носят библейские имена: даже протекающую в городе реку нарекли Иорданом.

Бэт Георгис церковь Святого Георгия - одна из 11 монолитных церкей Лалибэлы.Вход в храм ведет черех тоннель вырезанный в теле горы.

В XII веке в этом же городе начали строить один из самых впечатляющих памятников веры — комплекс из 11 монолитных церквей, вырезанных из цельного камня ниже уровня земли. Между собой храмы соединены подземными тоннелями (они символизируют ад), а выход к каждой из церквей символизировал приход к Богу. Среди храмов Лалибэлы самый изящный Бэт Георгис — его крыша в форме креста на поверхности земли, а сам храм уходит на 13 метров в толщу горы. Есть Бэт Лехем (Вифлеем) — Дом хлеба, где благословляют воду и местный вид хлеба — инджару. Об Иерусалиме напоминают и прочие храмы, все названия которых начинаются с Бэт, что на иврите — дом.

Священник на службе

В Лалибэле, Гондаре и Аксуме сохранились древние памятники христианства, но в каждом городе и деревне люди строят небольшие церкви своими средствами. В каждой общине есть пастырь, человек, обладающий знаниями о медицине, религии, мироустройстве, истории, он помогает прихожанам и направляет их. Для Эфиопии, где в сельской местности мало кто умеет читать и писать, священники, прошедшие обучение в церковных школах,— главные источники знаний о мире. Доверие к ним безгранично.

Православие — это душа Эфиопии, оно объединило ее и помогло выстоять перед вторжениями иноверцев и колонизаторов. Это все видно невооруженным взглядом, как и то, что столь глубокая религиозность тормозит развитие. Многие готовы проводить в молитвах часы и дни, мало заботясь о повседневной жизни, а уровень нищеты велик, и это тоже видно. Хочется надеяться, что новые поколения не только сохранят древнюю веру, но при этом возьмут жизнь в свои руки — как, собственно, и поступили когда-то их предки, отстоявшие свои церкви и веру перед напором многочисленных завоевателей, веривших в совсем других богов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.