Богоматерь одигитрия. Икона Пресвятой Богородицы «Одигитрия-Смоленская

Всем предстательствуеши, Благая,
прибегающим с верою в державный Твой покров…

Стихира на стиховне


Самая известная из икон Божией Матери, именуемых Одигитрией (Путеводительницей), - Смоленская - это и одна из древнейших святынь Русской Православной Церкви: первый список её появился на Руси уже в середине XI в. Византийский император Константин IX Мономах благословил иконой Богородицы Одигитрии свою дочь, когда она стала супругой киевского князя Всеволода Ярославича. Большинство описаний Смоленской иконы называет принцессу Анной , но здесь произошло смешение исторических реалий: князь Всеволод был женат на дочери Константина Мономаха, но звали её, как считает большинство исследователей, Марией либо Анастасией. Анной звали другую византийскую принцессу - супругу равноапостольного князя Владимира, она была дочерью византийского императора Константина, но не Мономаха, а Багрянородного .

Предание церковное говорит, что первая икона Божией Матери, получившая позднее наименование Одигитрия, или Путеводительница, была написана святым апостолом и евангелистом Лукой. Хотя ни одна из икон, написанных апостолом, до нашего времени не дошла, но те списки, которые по времени создания восходят к раннехристианским временам, позволяют говорить о том, что уже тогда была крепка вера в заступничество Пресвятой Девы. «Не умолчим никогда, Богородице, силы Твоя глаголати, недостойнии. Аще бо Ты не бы предстояла молящи, кто бы нас избавил от толиких бед? Кто же бы сохранил до ныне свободны? Не отступим, Владычице, от Тебе, Твоя бо рабы спасаеши присно от всяких лютых» (здесь и далее приводятся цитаты из службы Одигитрии Смоленской, 28 июля) . По этой вере подавалась благодатная помощь от списков с древних икон Божией Матери, и, прославленные многими чудотворениями, они в Церкви равно почитались с иконами первоначальными, написанными апостолом. Слова богородична по полиелеи: «Пречистая Твоя икона, Богородице Дево, врачевство всего мира духовное, к нейже прибегаем, Тебе покланяющеся, почитаем и лобызаем ю, исцелений благодать почерпающее от нея…» нельзя отнести к конкретному образу - это молитвенное обращение к любой иконе Богородицы.

Здесь уместно вспомнить слова Н. П. Кондакова о том, что благочестивый обычай старины позволял считать список оригиналом, если оригинал находился далеко или бывал утрачен .

В нашей заметке пойдет речь о том, как на основе древнего иконографического типа Одигитрии произросло целое древо различных икон Богородицы, оставивших свой след в истории Церкви.

В каноне Пресвятой Богородице Одигитрии Смоленской, написанном в середине IX в. монахом Игнатием - служителем Софии Константинопольской, впоследствии митрополитом Никейским , почти нет упоминаний о тех благодатных видах помощи, которые послужили основанием для наименования Её собственно Одигитрией, т.е. Путеводительницей. Вот немногие примеры:

«Радуйся, Богородице Одигитрие, всех и всегда наставляющи верных шествовати ко всякому пути спасительному… Радуйся, кораблем, Одигитрие, нуждно плавающим, избавляющи верных…» (тропари 7-й песни канона) .

В литературе можно встретить такое толкование названия иконы Одигитрия - Путеводительница: оно закрепилось за ней якобы из-за того, что эта святыня сопровождала царевну Анну в нелегком путешествии из Константинополя в Чернигов . Но поскольку название иконы встречается за столетия до Крещения Руси, правильнее предположить, что император выбрал для своей дочери из немалого количества Константинопольских святынь именно ту, которая была бы Путеводительницей ко спасению и для нее, и для её будущего потомства. Не только Путеводительницей, но той постоянной во всем Хранительницей, о которой вдохновенно говорит в Акафисте преподобный Роман Сладкопевец. Вошедшие в Акафист эпитеты Богоматери - не только удачные богословски осмысленные поэтические образы, навеянные ветхозаветными пророчествами. Нередко они имели и вполне определенное происхождение, связанное с чудесным заступлением Богоматери .

Как иконографический тип Одигитрия является одной из самых распространенных икон. Существует множество изводов этого типа, общими чертами которых являются следующие: Богомладенец Христос свободно сидит на левой руке Пресвятой Богородицы, лики их не соприкасаются. В левой руке Христа свиток, правая сложена в именословном благословении. Изображение Богоматери обычно поясное, Её правая рука поднята к Сыну в жесте моления (адорации). И Богоматерь, и Христос изображены почти фронтально. Н.П. Кондаков считал, что иконографический тип Одигитрии сложился в Палестине или в Египте ранее VI в., а затем распространился по всему православному Востоку .

Одно из объяснений происхождения названия Одигитрия связано с местом пребывания чтимого образа Богородицы - Влахернским монастырем Одегон, или Одигон (ʹΟδηγοʹς - проводник, поводырь), стоявшим на берегу Мраморного моря. В монастыре был чудотворный источник, исцелявший слепоту. Возможно, с этим обстоятельством связано и название монастыря: слепых приводили сюда поводыри. Храм, и, вероятно, монастырь, был основан св. благоверной императрицей Пульхерией (+ 453), которая поместила здесь чтимый образ Богоматери, по преданию, написанный евангелистом Лукой. Икона вместе с другими реликвиями была принесена в начале V в. из Иерусалима императрицей Евдоксией. Возможно, наименование иконе («Проводница ко всякому благу») было дано св. Пульхерией, которая установила в Константинополе еженедельные крестные ходы с образом Одигитрии, собиравшие множество людей. По свидетельствам паломников, икона Одигитрии была квадратной формы и имела две рукояти для несения её на крестных ходах. Икона была украшена серебряной ризой с большим количеством драгоценных камней. В паломнических описаниях есть интересное наблюдение: церковнослужитель, носивший икону, передвигался необычным образом: словно не он нес икону, а она вела его за собой; существовало целое братство служителей иконы Одигитрии.

Здесь хочется сделать небольшое отступление: в запаснике Третьяковской галереи хранится Иверская икона Божией Матери, происходящая из Иверской часовни на Красной площади, - запасная, которую выносили во время крестных ходов, возили для совершения молебнов и исцеления страждущих. Медные рукояти для перенесения этой иконы, видимо, были сделаны по тому же принципу, что и у древней Одигитрии Влахернской. Иверская икона является одной из разновидностей Одигитрии.

Участие древней Влахернской Путеводительницы в разного рода процессиях, крестных ходах и общенародных молениях в годину стихийных бедствий или вражеских нашествий находит множество свидетельств в византийских хрониках. «Повесть о храме Богородицы, именуемом Одигон» рассказывает об истории Одигитрии, а также о многих чудесных исцелениях, которые произошли от нее. Каждую неделю во вторник икону в сопровождении большой процессии, с молебным пением проносили по городу «из квартала в квартал», тем самым освящая площади и улицы столицы .

Обратим внимание на тропарь, в котором об иконе Одигитрии говорится как о хранительнице града, где она пребывала: «Радуйся, Одигитрие, радуйся: Тобою нерушим наш град сохраняется…» (песнь 4-я). Что это за город? Без сомнения, Константинополь - город, о котором в Слове на Положение Ризы Пресвятой Богородицы (VII в., приписывается Феодору Синкеллу) говорится: «Сей царственный и богохранимый град, который должно называть „Градом Богородицы“, украшен многими божественными храмами, в которых часто восхваляется всечистое имя Девы Богоматери, и оно считается стеной и забралом спасения» . Но не только Константинополь, но и любой христианский город, где находились чтимые святыни Божией Матери, защищала Она Своим покровом. Таким городом после принесения в него чтимого образа Одигитрии стал Смоленск, а затем и Москва.

Одно из ранних засвидетельствованных чудес заступничества Одигитрии за Смоленск произошло при нашествии татар в 1238 г. Повесть о Меркурии Смоленском начала XVI в., использовавшаяся в качестве синаксарного чтения под 28 июля, озаглавлена «Воспоминание великого чудеси, бывшее от иконы Заступницы нашея Пречистыя Богородицы Смоленския». Список XVII в., хранящийся в ГИМе, рассказывает о том, что во время молитвы в смоленском Печерском монастыре Богоматерь явилась Меркурию. Дева Мария восседала на престоле с Младенцем, сидящим пред Её чревом.

«Вшед богомудрый во святую церковь и виде Пречистую Богородицу, на злате престоле седящу, Христа в недрех имущу, обстоиму ангельскими вои». Богородица пророчески извещает св. Меркурия, что тело его будет положено в Успенском соборе Смоленска: «И прииди во свой град, и тамо приимеши кончину, и положено будет твое тело в Моей церкви». В завершающем эпизоде Повести рассказывается, как Смоленский архиепископ видит Богоматерь, выходящую из Успенского собора в сопровождении двух архангелов: «Се же видит ясно в велицей светлости, аки в солнечной зари исшедши из церкви Пречистая Богородица со архистратиги Господни Михаилом и Гавриилом» . Заметим, что видение удивительно перекликается с одним из древних образов Богоматери - кипрской Пангии Ангелоктиссы.

В Константинополе местом средоточия святынь, связанных с Пречистой Девой Марией, была Влахернская церковь, по своим размерам и количеству клира уступавшая лишь Софийском собору. Здесь пребывали все чтимые иконы Божией Матери, очевидно, и те самые ранние, что были написаны апостолом Лукой. Здесь находилась и Риза Богоматери, о которой святитель Фотий в связи с нападением на город русских в 860 году писал: «Когда мы воодушевлялись надеждами на Матерь Слова и Бога нашего, к Её покрову прибегали как к стене нерушимой, то эта пречистая Риза кругом обтекала стены… ограждала город, облекала его» .

Из чудотворных икон Богородицы, находившихся во Влахернской церкви, император мог выбрать в благословение для своей дочери любую - вероятно, был выбран один из чтимых списков древней Одигитрии. Кроме Одигитрии во Влахернской церкви находились иконы Умиление, Оранта, Знамение; как и Одигитрия, списки с древних чудотворных святынь также попали на Русь. Все эти иконы имели наименование «Влахернских» - не как особый иконографический тип, а по месту их пребывания.

Но на Руси наименование Влахернской лишь закрепилось за одной - Одигитрией, подаренной в 1654 г. царю Алексею Михайловичу; празднование ей совершается 7/20 июля. Ещё одна чтимая копия Одигитрии Влахернской, попавшая на Русь через шесть веков после Одигитрии Смоленской, по-видимому, является в настоящее время самой древней (VII в.!) иконой Пресвятой Богородицы на русской земле.

Эта рельефная икона, сделанная из воскомастики, хранится в Государственной Третьяковской галерее (о ней см.: МЕВ 2006, № 9–10). Но лепная икона из воскомастики - техника весьма редкая, таких икон известны считаные единицы, в то время как чудотворных списков Влахернской Одигитрии - немало. «Милости и щедрот неисчерпаемое море», как говорится об этой иконе в стихире на стиховне, не есть преувеличение (Ил. 1).

Наша первая икона Смоленская Одигитрия являлась весьма точным списком Одигитрии Влахернской. Н.П. Кондаков в этой связи пишет: «Поразительное сходство древнейших резных образков Одигитрии (ХIV-ХV вв.) именно с типом нашей Смоленской иконы заставляет нас видеть именно в ней точный список с византийской Одигитрии, заменившей в ХIII в., после латинского завоевания, древнейшую икону, которая, может быть, тогда погибла. Смоленская икона Божией Матери представляет второй тип погрудной иконы Одигитрии и дает, несомненно, список, выполненный ещё в древности с греческого оригинала» .

Бытование Одигитрии Смоленской и множества её списков на Руси - предмет отдельного обстоятельного исследования. Обратим внимание на те древнейшие памятники, которые являются редкими списками Влахернской Одигитрии или генетически связаны с этой первоначальной святыней. Приведем несколько наиболее известных икон Божией Матери Одигитрии, с оговоркой, что все эти изображения восходят к древнейшему иконографическому типу Одигитрии, но имеют некоторые особенности.

С иконографическим типом Одигитрии связана энкаустическая икона второй половины VI в. из собрания Ханенко (Киевский музей западного и восточного искусства);

это - одна из немногих дошедших до нас икон доиконоборческого времени.

Другая древнейшая икона Богородицы (первой половины VII в.), которую можно отнести к типу Одигитрии, - мозаичная, находится на Кипре в апсиде церкви Пангии Ангелоктиссы («Честнейшей херувим и славнейшей без сравнения серафим»).

Богоматерь с Младенцем Христом представлена в рост между архангелами Михаилом и Гавриилом. Архангелы - в развевающихся одеждах, они изображены широко и энергично шагающими. Сама Богоматерь - также в движении, которое подчеркивает расходящийся книзу плащ .

Из дошедших до нашего времени русских икон Богоматери Одигитрии следует отметить псковскую икону конца XIII в., находящуюся в Третьяковской галерее.

Иконам Одигитрии подобного вида в литературе усвоено наименование Перивлепта («Преславная», «Прекрасная»).

С псковской иконой интересно сопоставить близкую ей по времени Кипрскую икону Одигитрии (XIII в.), из церкви св. Луки в Никосии.

Исследователи видят в ней следы влияния западной живописи эпохи Возрождения.

Находящаяся в ГТГ икона Богоматери Одигитрии, датируемая 1397 г., принадлежала преподобному Кириллу Белозерскому и находилась в его келье в московском Старом Симоновом монастыре).

Основав новую обитель, преподобный Кирилл поставил эту, почитавшуюся чудотворной, икону в местном ряду Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. После закрытия монастыря с иконы был удален оклад, и вся она оказалась покрытой расходящимися трещинами и следами от гвоздей «экспроприированного» оклада. В ходе реставрации (реставратор Е.А. Погребняк) было заделано более четырехсот дырочек от гвоздей. Это также Богоматерь Перивлепта .

Две замечательные иконы Одигитрии середины XV века находятся в Музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.

Икона Одигитрии из Македонии, напоминающая более древние образцы, имеет ряд особенностей, относящихся к поствизантийскому периоду (сглаженная манера письма, «письмо светом», создающее впечатление точеной округлости формы). Другая икона - из Успенского собора города Дмитрова.

Её уникальность заключается в особенностях изображения одеяний, не встречающихся в русской иконописи XV-XVI вв.: это широкие рукава хитона Богомладенца, необычная драпировка Его гиматия с петлеобразной складкой у колен; мафорий Богоматери приспущен на лоб .

Конечно, не только «светом и цветом», не только техникой письма отличаются представленные в нашем кратком обзоре иконы Путеводительницы. За каждым образом - молитвы многих поколений православных христиан, молитвы услышанные, те молитвы, о которых в стихире по 50-м псалме говорится, что Богородица их полезными сотворяет.

В иконографии Божией Матери Одигитрии, на протяжении столетий сохранившей черты того Первообраза, который запечатлен был святым апостолом Лукой, можно видеть тот живой отклик на благодатную помощь Пресвятой Девы, который очень точно отражает и гимнография праздника Одигитрии: «Не умолчим никогда, Богородице, силы Твоя глаголати, недостойнии. Аще бо Ты не бы предстояла молящи, кто бы нас избавил от толиких бед? Кто же бы сохранил до ныне свободны? Не отступим, Владычице, от Тебе…»

Источники и литература:
Антонова В.И., Мнева Н.Е. Каталог древнерусской живописи XI - начала XVIII вв. (Гос. Третьяковская галерея). Т. 1–2. М., 1963.
Древнерусское искусство Х - начала XV века. Каталог собрания ГТГ. Том. 1. М., 1995.
Иконы XIII - XVI веков в собрании Музея имени Андрея Рублева. М., 2007.
Кондаков Н.П. Иконография Богоматери. Т. 1–2. Пг., 1914–1915.
Кондаков Н.П. Русская икона. Т. III. Часть 1. Прага, 1931.
Лазарев В.Н. История византийской живописи. Т. 1–2. М., 1986.
Минея июль. Ч. 3. М., 2002.
Орловский И.И. Достопамятности Смоленска. Смоленск, 1906.
Райс Д.Т. Искусство Византии. М., 2002.
Сарабьянов В.Д., Смирнова Э.С. История древнерусской живописи. М., 2007.
Соколова И.М. Влахернская икона Божией Матери // Православная энциклопедия. Т. IX. М., 2005.
Сокровища Кипра. Каталог выставки. М., 1970.
Филарет (Гумилевский), архиепископ Черниговский. Исторический обзор песнопевцев и песнопения греческой Церкви. СПб., 1902.
Этингоф О.Е. Византийские иконы VI - первой половины XIII века в России. М., 2005.
Этингоф О.Е. Образ Богоматери. Очерки византийской иконографии XI–XIII веков. М., 2000.


Обзор памятников иконографии. Образ Божией Матери "Одигитрия"
Автор: Епископ Николай Погребняк
Из краткого обзора некоторых памятников иконописи видно, насколько разнообразна была иконография Богоматери - Путеводительницы и Хранительницы Святой Руси. Живая молитвенная связь православного народа с Царицей Небесной Одигитрией выразилась не только в почитании древнего образа, но и в появлении многочисленных новых иконографических композиций, в основу которых был положен образ, вошедший в историю как Одигитрия Смоленская



Автор: епископ Балашихинский Николай
Способность путешествовать является одним из определяющих и универсальных свойств человеческого бытия. Задача нашей заметки - показать, какое отражение нашли паломничества - т.е. путешествия в святые места - в памятниках иконографии.



Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт " ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.

Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия» причисляется к одному из иконописных типов. Если верить преданию, икона написана в далекие времена евангелистом Лукой. В России «Одигитрия» появилась лишь в XI веке. Только в XII веке она стала именоваться Смоленской, когда была размещена в смоленском храме Успения Богородицы.

Молитва Смоленской иконе Божьей Матери на протяжении многих веков почитается многими христианами и помогает свершаться невероятным чудесам. Смоленская «Одигитрия» считается покровительницей путешественников, они просят ее уберечь их в пути от неприятных ситуаций, различных болезней, непредвиденных бед. Также ей молятся все страждущие, прося защитить и сохранить свой дом от недоброжелателей и врагов. На протяжении всей истории христиане просили помощи у Смоленской Божьей матери во времена тяжких массовых эпидемий.

Тип иконы

Наименование иконы — Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия». Иначе называют ее «Путеводительница». Это не единственная конкретная икона, так называется один из типов писания богородичных композиций.

Иконография разделяется на несколько типов писания:

  • Елеусса — Умиление.
  • Оранта — Молящаяся.
  • Одигитрия — Путеводительница.
  • Панахранта — Пречистая.
  • Агиосоритисса (без Младенца).

Иными словами, все иконы Богородицы подразделяются на группы, в каждой из которых есть свои характерные особенности написания образов. Чтобы идентифицировать икону, нужно всего лишь определить, как в пространстве на ней изображены лики Младенца-Христа и Божией матери.

Что характерно для иконы «Одигитрия»? Здесь изображение Младенца немного отдалено от изображения Матери. Христос либо сидит на руках ее, либо стоит рядом. Правую руку Младенец-Христос держит приподнятой в благословляющем жесте. Другой рукой он держит книгу или свиток, который символизирует Закон Божий. Одна из версий, почему икона названа «Путеводительницей»: указывает верующим на то, что истинный путь — это путь к Христу. Богородица рукой указывает на Младенца как на «Истину, Путь к жизни», к которому должны стремиться все верующие, желающие спастись.

Описание древней иконы

По церковным преданиям чудотворная икона Смоленской Божьей Материписалась при земной жизни Девы Марии. Шедевр создал святой евангелист Лука. Работу заказал Феофил — древний антиохийский правитель. Из Антиохии икона была доставлена в Иерусалим, а уже потом императрица Евдокия преподнесла ее сестре императора Пульхерии в Константинополь. Здесь икона долгое время хранилась во Влахернском храме.

Доска, которая использовалась для писания иконы, сильно изменилась под гнетом времени. Теперь трудно определить, из какого дерева она выполнена. По весу она очень тяжела. Божья Матерь изображена по пояс. Левой рукой поддерживает она Младенца-Иисуса, правая покоится на груди. Богомладенец в левой руке держит книжный свиток, а правой совершает благословляющий жест. Одежда Девы Марии темно-кофейного цвета, Иисуса — темно-зеленого с позолотой.

Кому помогает Богородица?

Уберечь мир и спокойствие на земле и в каждом доме поможет Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия». Молитва, возносимая Святой Деве, уберегает людей, находящихся на военной службе, всех, кто защищает спокойствие Родины. Молятся ей и во время вспышек различных болезней. Оберегает «Одигитрия» и всех, кто находится в пути, защищает от несчастных случаев, помогает найти верный путь.

Услышав молитвы земные, помогает нам владычица достучаться до Бога, Сына своего, умоляет простить грехи наши, спасти от гнева праведного. Крепка помощница, защитница Одигитрия, но кому она помогает?

Только богобоящимся, богонравным, молящимся помогает Божья Матерь, защищает от страшных напастей и зла. Не имеющим страха перед Господом, развращенным не придет на помощь Богородица. Ничего в этом удивительного. Своими беззакониями, греховными действиями люди вторично распинают Правду Христа. Ну а какая мать станет помогать врагам сына своего? Милосердствует Божья Матерь о раскаявшихся грешниках, о тех, кто с покаянием приходит к Богу, слезами и молитвами просит помощи. Помогает Богородица таким грешникам, всем, кто хочет стать на путь истинный, исправить ошибки свои, начать праведную жизнь. Печется она о кающихся, о тех, кто, как блудный сын, возвращаются в веру Христову, исповедуются и просят прощения и избавления от бремени греховного. О тех же, кто не кается в грехах своих, не печется о душе, не заботится пресвятая Дева Мария.

Смоленская икона Божией Матери. История появления на Руси

В начале второго тысячелетия император византийский Константин IX (1042-1054) отдал свою дочь-красавицу Анну замуж за русского князя Всеволода Ярославича. В долгий путь благословил он ее «Одигитрией» — чудотворною иконою. Сопровождала она в пути царевну от самого Константинополя до Черниговского княжества. По одной из версий и была поэтому икона названа «Одигитрией», то есть Путеводительницей.

Сын Всеволода Ярославича Владимир Мономах всегда считался дальновидным, мудрейшим и дипломатичным государственным деятелем своего времени. Прославился он как миротворец на родной земле. Не надеялся он только на земные силы и обратился с молитвами за помощью к Пресвятой Богородице, просил помощи направить его правление в нужное русло. С огромным благоговением перенес он чудотворную «Одигитрию» в Смоленск из города Чернигова. Там разместили ее в храме Успения Пресвятой Богородицы, который был основан в 1101 году. С того времени и получила «Одигитрия» название — Смоленская икона Божией Матери. С Божьей помощью Владимиру Мономаху удалось смирить князей непокорных и стать великим правителем на Руси, где установился покой и мир.

Чудеса от иконы. Подвиг Меркурия

Много чудес было совершенно от иконы «Одигитрии», но самым замечательным для Смоленска считается спасение его от нашествия татар. В 1239 году именно чудотворная икона Смоленской Божьей Матери спасла город от нашествия врага. Жители понимали, что не смогут отразить грозное нападение татар и с теплыми молитвами, прошениями о мире обратились к Богородице. Услышала их мольбы Великая Заступница. Остановились татары неподалеку от городских стен.

Во времена те в смоленской дружине служил один благочестивый славянин по имени Меркурий. Он и был избран Богородицей для спасения города. В ночь 24 ноября в том Храме, где хранилась Смоленская икона Божией Матери, было пономарю видение. Явилась к нему Богородица и велела передать Меркурию, чтобы он вооруженный смело шел в стан врага и уничтожил их главного исполина.

Услышав слова такие от пономаря, Меркурий тут же поспешил в Храм. Пал он с молитвою перед Святой иконою и услышал Голос. Богородица обратилась с просьбой и наставлениями к Меркурию, чтобы он оградил дом ее смоленский от врага. Герой был предупрежден, что именно в эту ночь ордынский исполин решил напасть на город и разорить его. Богородица умолила Сына и Бога своего защитить и не предать врагу родные земли. Силой Христовой Меркурий должен был победить исполина, но с победой вместе ожидал его и мученический венец, примет который он от Христа своего.

Радостные слезы выступили из глаз Меркурия, страстно помолясь, призывая на помощь силу Господа, отправился он в стан врага и разгромил их исполина. Только на его неведомую силу надеялись татары перед битвой. Враги окружили Меркурия, с невероятной силою боролся он с ними, видя перед собой лик Святой. После утомительного боя герой прилег отдохнуть. Спасшийся татарин, увидев спящего Меркурия, отрубил ему голову.

Господь не позволил оставить на поругание врага тело мученика, дал он ему последние силы. Меркурий, словно еще сам живой, вошел в город и принес свою отрубленную голову. С великими почестями тело его было погребено в соборной церкви. Меркурия же причислили к лику Святых. В память о его подвиге, совершенном при помощи Богородицы во имя спасения города, каждый год в этот день (24 ноября) совершают благодарственный молебен и всенощное бдение перед образом «Одигитрии». В Смоленском Богоявленском соборе по сей день хранятся туфли и железный шишак, которые были на Меркурии в ту роковую ночь.

Прибытие иконы в Москву

Татаро-монгольское иго не до конца еще было побеждено, а новый враг уже теснил Русь с запада. На западной границе Смоленск стал одним из значимых объектов. Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия» и в те лихие дни стала покровительницей и защитницей города.

На недолгий период времени в XIV веке Смоленск перешел под управление Литовских князей, «Одигитрия» оказалась у инославных.

Но и тут уберег образ промысел Божий. Дочь одного из Литовских князей Витовта София вышла замуж за Василия Дмитриевича (1398-1425), великого князя Московского. Привезла она с собой в Белокаменную святой образ. Так и оказалась в 1398 году Смоленская икона Божией матери «Одигитрия» в Москве. Установлена она была в Благовещенском Соборе, направо от Царских врат.

Московские жители тут же почувствовали благодать, исходящую от древней «Одигитрии». Больше полувека поклонялись ей и чтили Смоленскую икону Божьей Матери. Но по воле Божьей суждено было вернуться Богородице в дом свой в Смоленск — в храм Успения, чтобы защищать там православных, притесненных литовскими князьями и миссионерами.

Возвращение в Смоленск

В 1456 году вернулась домой икона Божьей Матери Смоленская. Значение для народа своего она имела колоссальное. Все жители ждали ее возвращения как чуда. И вот в Москву направилась делегация, возглавил ее епископ Мисаил. Слезно просили они великого князя, чтобы отпустил он Богородицу Смоленскую домой. Князь с боярами держал совет, после чего решил исполнить просьбу. Перед тем как «Одигитрия» отправилась в Смоленск, снят был с неё точный список.

Много тогда народу собралось в церкви Благовещения. Был сначала совершен молебен и литургия. Вся княжеская семья собралась у иконы: князь, княгиня и дети их — Борис, Иоан и Юрий, маленького Андрея внесли на руках. С благоговением все они приложились к иконе. После этого со слезами на глазах князь с митрополитом вынули святыню из киота, передали ее в руки епископа Мисаила. Отданы были в Смоленск и другие иконы, когда-то привезенные оттуда, хотя епископ и не спрашивал об этом. Одну лишь икону митрополит попросил оставить для княжеской семьи — Богоматерь с предвечным Младенцем. Ею была благословлена вся княжеская семья. С радостью принял князь икону и облобызал ее.

После этого крестный ход проводил Смоленскую икону до монастыря Саввы Освященного, расположен который на Девичьем поле. Здесь и был совершен последний молебен, после которого икона отправилась в Смоленск.

По велению князя дарованная ему икона была размещена в церкви Благовещения именно на том месте, где долгие годы стояла Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия». Каждый день здесь совершался молебен. Список, сделанный со Смоленской иконы, Великий Князь оставил в своей семье.

Точный список со Смоленской иконы был выполнен в 1602 году. В 1666 году его и саму «Одигитрию» для поновления возили в Москву. Список был установлен на Смоленской крепостной стене (в башне) прямо над Днепровскими воротами. В 1727 году здесь была установлена церковь деревянная. В 1802 году построили каменную церковь. Икона эта долгие годы оберегала город от самых страшных бед и напастей.

Война с Наполеоном 1812 г.

Когда полчища Наполеона напали на землю русскую, чтобы уберечь Святыню от поругания, смоленский епископ Ириней древний греческий образ «Одигитрии» переправил в Москву, там хранилась она в Успенском соборе.

После того как русские войска оставили Смоленск, чудотворный список «Одигитрии», выполненный в 1602 году, был взят ими с собою из города.

Накануне Бородинской битвы Смоленская икона Божией Матери помогла воинам обрести уверенность в своей победе, воодушевиться на подвиг. «Одигитрию» пронесли через стан русской армии, солдаты, взирая, молились на нее и обретали веру и душевные силы.

В тот день, когда состоялась Бородинская битва, Смоленскую икону вместе с Иверской и Владимирской обнесли вокруг Белгорода, Кремлевских стен и Китай-города, после этого направили в Лефортовский дворец, где располагались раненые. Перед тем как оставить Москву, икону переправили на хранение в Ярославль. По окончании войны 5 ноября 1812 года она была возвращена в Смоленск. В память об освобождении врагов день этот праздновать стали ежегодно.

XX век

Минуло чуть более ста лет, и вновь в Россию вторглись иноземные захватчики. Великая Отечественная война унесла жизни миллионов советских людей. На пути врага встал Смоленск. Несмотря на то что в стране велась антирелигиозная пропаганда, тысячи верующих, верных патриотическому долгу, просили помощи у защитницы своей «Одигитрии». Незримо помогала народу Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия». Где находитсятеперь древний образ, неизвестно, после оккупации греческая «Одигитрия» канула. На том месте, где она располагалась, по сей день стоит список Божьей матери, выполненный в XVII веке. Он долгие годы защищает город от бед, войн, разрушений, благословляет верующих на праведные дела.

Вновь в Москве

В начале февраля 2015 года находилась Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия» в Храме Христа Спасителя. После реставрации, которая длилась почти три года, верующие смогли увидеть образ «Одигитрии» без тяжелого серебряного оклада. Оклад весом в 25 кг был выполнен в 1954 году на пожертвования смолян. В послевоенные тяжелые годы пожертвования для спасения иконы можно было назвать неоценимой помощью народной, поэтому в память об этом оклад будет сохранен и выставлен в Успенском соборе отдельно.

Пробыла икона в Москве до 10 февраля. 15 февраля после долгого отсутствия ее вновь встречали в Смоленске, обновленная она заняла свое прежнее место, чтобы вновь оберегать свой родной город.

Вот такая древняя, интересная история, которую ведает нам Икона Смоленской Божьей Матери. Фото подтверждают множество разновидностей «Одигитрии», все они хранят в себе священное таинство, помогают верующим обрести душевные силы и поверить в Правду Сына Божьего.

Богородицы Одигитрии свою дочь, когда она стала супругой киевского князя Всеволода Ярославича. Большинство описаний Смоленской иконы называет принцессу Анной , но здесь произошло смешение исторических реалий: князь Всеволод был женат на дочери Константина Мономаха, но звали ее, как считает большинство исследователей, арией либо Анастасией. Анной звали другую византийскую принцессу - супругу равноапостольного князя Владимира, она была дочерью византийского императора Константина, но не Мономаха, а Багрянородного .

Предание церковное говорит, что первая икона Божией Матери, получившая позднее наименование Одигитрия, или Путеводительница, была написана святым апостолом и евангелистом Лукой . Хотя ни одна из икон, написанных апостолом, до нашего времени не дошла, но те списки, которые по времени создания восходят к раннехристианским временам, позволяют говорить о том, что уже тогда была крепка вера в заступничество Пресвятой Девы. «Не умолчим никогда, Богородице, силы Твоя глаголати, недостойнии. Аще бо Ты не бы предстояла молящи, кто бы нас избавил от толиких бед? Кто же бы сохранил до ныне свободны? Не отступим, Владычице, от Тебе, Твоя бо рабы спасаеши присно от всяких лютых» (здесь и далее приводятся цитаты из службы Одигитрии Смоленской, 28 июля) . По этой вере подавалась благодатная помощь от списков с древних икон Божией Матери, и, прославленные многими чудотворениями, они в Церкви равно почитались с иконами первоначальными, написанными апостолом. Слова богородична по полиелеи: «Пречистая Твоя икона, Богородице Дево, врачевство всего мира духовное, к нейже прибегаем, Тебе покланяющеся, почитаем и лобызаем ю, исцелений благодать почерпающее от нея...» нельзя отнести к конкретному образу - это молитвенное обращение к любой иконе Богородицы.

Здесь уместно вспомнить слова Н.П.Кондакова о том, что благочестивый обычай старины позволял считать список оригиналом, если оригинал находился далеко или бывал утрачен .

В нашей заметке пойдет речь о том, как на основе древнего иконографического типа Одигитрии произросло целое древо различных икон Богородицы, оставивших свой след в истории Церкви.

В каноне Пресвятой Богородице Одигитрии Смоленской, написанном в середине IX в. монахом Игнатием - служителем Софии Константинопольской, впоследствии митрополитом Никейским , почти нет упоминаний о тех благодатных видах помощи, которые послужили основанием для наименования Ее собственно Одигитрией, т. е. Путеводительницей. Вот немногие примеры:

«Радуйся, Богородице Одигитрие, всех и всегда наставляющи верных шествовати ко всякому пути спасительному... Радуйся, кораблем, Одигитрие, нуждно плавающим, избавляющи верных...» (тропари 7-й песни канона) .

В литературе можно встретить такое толкование названия иконы Одигитрия - Путеводительница: оно закрепилось за ней якобы из-за того, что эта святыня сопровождала царевну Анну в нелегком путешествии из Константинополя в Чернигов . Но поскольку название иконы встречается за столетия до Крещения Руси, правильнее предположить, что император выбрал для своей дочери из немалого количества Константинопольских святынь именно ту, которая была бы Путеводительницей ко спасению и для нее, и для ее будущего потомства. Не только Путеводительницей, но той постоянной во всем Хранительницей, о которой вдохновенно говорит в Акафисте преподобный Роман Сладкопевец . Вошедшие в Акафист эпитеты Богоматери - не только удачные богословски осмысленные поэтические образы, навеянные ветхозаветными пророчествами. Нередко они имели и вполне определенное происхождение, связанное с чудесным заступлением Богоматери .

Одно из ранних засвидетельствованных чудес заступничества Одигитрии за Смоленск произошло при нашествии татар в 1238 г. Повесть о Меркурии Смоленском начала XVI в., использовавшаяся в качестве синаксарного чтения под 28 июля, озаглавлена «Воспоминание великого чудеси, бывшее от иконы Заступницы нашея Пречистыя Богородицы Смоленския». Список XVII в., хранящийся в ГИМе, рассказывает о том, что во время молитвы в смоленском Печерском монастыре Богоматерь явилась Меркурию. Дева Мария восседала на престоле с Младенцем, сидящим пред Ее чревом.

«Вшед богомудрый во святую церковь и виде Пречистую Богородицу, на злате престоле седящу, Христа в недрех имущу, обстоиму ангельскими вой». Богородица пророчески извещает св. Меркурия, что тело его будет положено в Успенском соборе Смоленска: «И прииди во свой град, и тамо приимеши кончину, и положено будет твое тело в Моей церкви». В завершающем эпизоде Повести рассказывается, как Смоленский архиепископ видит Богоматерь, выходящую из Успенского собора в сопровождении двух архангелов: «Се же видит ясно в велицей светлости, аки в солнечной зари исшедши из церкви Пречистая Богородица со архистратиги Господни Михаилом и Гавриилом » . Заметим, что видение удивительно перекликается с одним из древних образов Богоматери - кипрской Пангии Ангелоктиссы.

В Константинополе местом средоточия святынь, связанных с Пречистой Девой Марией, была Влахернская церковь, по своим размерам и количеству клира уступавшая лишь Софийском собору. Здесь пребывали все чтимые иконы Божией Матери, очевидно, и те самые ранние, что были написаны апостолом Лукой. Здесь находилась и Риза Богоматери, о которой святитель Фотий в связи с нападением на город русских в 860 году писал: «Когда мы воодушевлялись надеждами на Матерь Слова и Бога нашего, к Ее покрову прибегали как к стене нерушимой, то эта пречистая Риза кругом обтекала стены... ограждала город, облекала его» .

Из чудотворных икон Богородицы, находившихся во Влахернской церкви, император мог выбрать в благословение для своей дочери любую - вероятно, был выбран один из чтимых списков древней Одигитрии. Кроме Одигитрии во Влахернской церкви находились иконы Умиление, Оранта, Знамение; как и Одигитрия, списки с древних чудотворных святынь также попали на Русь. Все эти иконы имели наименование «Влахернских» - не как особый иконографический тип, а по месту их пребывания.

Но на Руси наименование Влахернской лишь закрепилось за одной - Одигитрией, подаренной в 1654 г. царю Алексею Михайловичу; празднование ей совершается 7/20 июля.

Еще одна чтимая копия Одигитрии Влахернской, попавшая на Русь через шесть веков после Одигитрии Смоленской, по-видимому, является в настоящее время самой древней (VII в.!) иконой Пресвятой Богородицы на русской земле. Эта рельефная икона, сделанная из воскомастики, хранится в Государственной Третьяковской галерее. Но лепная икона из воскомастики - техника весьма редкая, таких икон известны считаные единицы, в то время как чудотворных списков Влахернской Одигитрии - немало. «Милости и щедрот неисчерпаемое море», как говорится об этой иконе в стихире на стиховне, не есть преувеличение (Ил. 1).

Наша первая икона Смоленская Одигитрия являлась весьма точным списком Одигитрии Влахернской. Н.П.Кондаков в этой связи пишет: «Поразительное сходство древнейших резных образков Одигитрии (X1V-XV вв.) именно с типом нашей Смоленской иконы заставляет нас видеть именно в ней точный список с византийской Одигитрии, заменившей в XIII в., после латинского завоевания, древнейшую икону, которая, может быть, тогда погибла. Смоленская икона Божией Матери представляет второй тип погрудной иконы Одигитрии и дает, несомненно, список, выполненный еще в древности с греческого оригинала» .

Бытование Одигитрии Смоленской и множества ее списков на Руси - предмет отдельного обстоятельного исследования. Обратим внимание на те древнейшие памятники, которые являются редкими списками Влахернской Одигитрии или генетически связаны с этой первоначальной святыней. Приведем несколько наиболее известных икон Божией Матери Одигитрии, с оговоркой, что все эти изображения восходят к древнейшему иконографическому типу Одигитрии, но имеют некоторые особенности.

С иконографическим типом Одигитрии связана энкаустическая икона второй половины VI в. из собрания Ханенко (Киевский музей западного и восточного искусства); это - одна из немногих дошедших до нас икон доиконоборческого времени.

Другая древнейшая икона Богородицы (первой половины VII в.), которую можно отнести к типу Одигитрии, - мозаичная, находится на Кипре в апсиде церкви Пангии Ангелоктиссы («Честнейшей херувим и славнейшей без сравнения серафим»). Богоматерь с Младенцем Христом (Ил. 5) представлена в рост между архангелами Михаилом и Гавриилом. Архангелы - в развевающихся одеждах, они изображены широко и энергично шагающими. Сама Богоматерь - также в движении, которое подчеркивает расходящийся книзу плащ .

Из дошедших до нашего времени русских икон Богоматери Одигитрии следует отметить псковскую икону конца XIII в., находящуюся в Третьяковской галерее. Иконам Одигитрии подобного вида в литературе усвоено наименование Перивлепта («Преславная», «Прекрасная»).

С псковской иконой интересно сопоставить близкую ей по времени Кипрскую икону Одигитрии (XIII в.), из церкви св. Луки в Никосии. Исследователи видят в ней следы влияния западной живописи эпохи Возрождения.

Находящаяся в ГТГ икона Богоматери Одигитрии, датируемая 1397 г., принадлежала преподобному Кириллу Белозерскому и находилась в его келье в московском Старом Симоновом монастыре . Основав новую обитель, преподобный Кирилл поставил эту, почитавшуюся чудотворной, икону в местном ряду Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. После закрытия монастыря с иконы был удален оклад, и вся она оказалась покрытой расходящимися трещинами и следами от гвоздей «экспроприированного» оклада. В ходе реставрации (реставратор Е.А.Погребняк) было заделано более четырехсот дырочек от гвоздей. Это также Богоматерь Перивлепта .

Две замечательные иконы Одигитрии середины XV века находятся в Музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева . Икона Одигитрии из Македонии, напоминающая более древние образцы, имеет ряд особенностей, относящихся к поствизантийскому периоду (сглаженная манера письма, «письмо светом», создающее впечатление точеной округлости формы).

Другая икона - из Успенского собора города Дмитрова . Ее уникальность заключается в особенностях изображения одеяний, не встречающихся в русской иконописи XV-XVI вв.: это широкие рукава хитона Богомладенца, необычная драпировка Его гиматия с петлеобразной складкой у колен; мафорий Богоматери приспущен на лоб .

Конечно, не только «светом и цветом», не только техникой письма отличаются представленные в нашем кратком обзоре иконы Путеводительницы. За каждым образом - молитвы многих поколений православных христиан, молитвы услышанные, те молитвы, о которых в стихире по 50-м псалме говорится, что Богородица их полезными сотворяет.

В иконографии Божией Матери Одигитрии, на протяжении столетий сохранившей черты того Первообраза, который запечатлен был святым апостолом Лукой, можно видеть тот живой отклик на благодатную помощь Пресвятой Девы, который очень точно отражает и гимнография праздника Одигитрии: «Не умолчим никогда, Богородице, силы Твоя глаголати, недостойнии. Аще бо Ты не бы предстояла молящи, кто бы нас избавил от толиких бед? Кто же бы сохранил до ныне свободны? Не отступим, Владычице, от Тебе...»

Протоиерей Николай Погребняк


Источник материала: журнал «Московские епархиальные ведомости», № 7-8, 2013 г.

10 августа совершается празднование Смоленской иконы Божией Матери, которая принадлежит к иконографическому типу «Одигитрия». Это название переводится с греческого как «Путеводительница».

Смоленская икона «Одигитрия» относится к наиболее почитаемым иконам Богоматери. К нам она пришла из Греции, но достоверных сведений, кем и когда была принесена икона, нет. По преданию, византийский император Константин VII Багрянородный в 1046 году этой иконой благословил свою дочь Анну, выдавая её замуж за черниговского князя Всеволода Ярославовича (в 1076 году Всеволод получил титул «князь всея Руси»). Бытует мнение, что икона является списком со старинной Влахернской иконы, созданной евангелистом Лукой.

Икона стала родовой святыней русских князей, символизируя преемственность и династическую близость Константинополя и Руси. В 1095 году сын Всеволода Ярославовича Владимир Мономах перенес икону из Чернигова в Смоленск, где в 1101 году был заложен соборный храм Успения Богородицы, в котором была поставлена икона. С тех пор её начали именовать Смоленской.

С этим святым образом связывают чудесное избавление Смоленска в 1239 году от полчищ Батыя. По молитве жителей города, обращенной к Богородице, татары остановились в 24 верстах от Смоленска. В их стан ночью проник богатырь Меркурий и в одиночку разметал огромное число неприятелей, вогнав в смятение всё войско. За этот поступок он был причислен к лику святых.

Во время Отечественной войны 1812 года икона была вывезена из Смоленска в Москву. В день Бородинского сражения её вместе с чудотворными иконами Владимирской и Иверской обнесли вокруг Кремля и Белого города. С падением Москвы икону перенесли в Ярославль, и только после победы над Наполеоном вернули в Смоленск, где она находится и сегодня.

10 августа – Смоленская: приметы и обряды

В это время часто идут грозовые дожди, поэтому на Руси из страха перед грозой 10 августа не работали. В честь Смоленской иконы Божией Матери в день праздника совершали крестный ход – ходили «по наполняемым хлебом ригам». После общественного молебна крестьяне могли взять иконы домой и обойти с ними двор и жилище. Молебствие заканчивалось праздничным обедом.

В этот день чествовали кузнецов, которые ремонтировали сохи и лемехи плугов перед вспашкой озимых. В народном быту фигура кузнеца всегда стояла особняком – этот человек имел власть над огнем и железом, отвечал за прочность и остроту инструментов, которыми возделывали землю. Кузнецам приписывали, что они обладают властью над злыми духами.

Существует поверье, что 10 августа нельзя меняться чем-либо, потому что выменянная вещь долго не прослужит: или потеряется, или сломается. Ещё этот день считался неудачным для торговли.

Чтобы определить погоду на ближайшие дни, крестьяне ходили к водоёмам:

  • если утром по воде стелется туман – погода будет хорошая;
  • если туман вверх поднимается – быть дождю.

10 августа – Смоленская: что нельзя делать

В день празднования Смоленской иконы Божией Матери желательно посетить храм и помолиться у иконы Богородицы. Девушкам 10 августа не стоит заниматься рукоделием. На Смоленскую, как и в другие церковные праздники, нельзя ругаться, богохульствовать, осуждать других людей. Следует избавиться от дурных мыслей и стараться совершать добрые, богоугодные поступки. После утренней молитвы можно приступать к повседневным делам. Уборка в доме, приготовление пищи и садово-огородные работы в этот день не считаются грехом.

Видео: 10 августа – День Смоленской иконы Божией Матери

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.