Автосигнализация основное средство или материальные запасы. Учет расходов на пожарную сигнализацию

Подрядчиком была установлена пожарная сигнализация на производственной базе, как учитывать расходы по установке данной сигнализации в бухгалтерском и налоговом учёте?

При формировании ответа на Ваш вопрос я исходила из того, что производственная база находится в собственности Вашего предприятия.

Пожарная сигнализация учитывается в составе основных средств, поскольку соответствует всем условиям признания этого вида имущества. Однако если стоимость расходов на монтаж пожарной сигнализации не превышает лимита стоимости основных средств, установленных учетной политикой предприятия, ее можно учесть в составе материалов.

Как определить срок, в течение которого имущество будет амортизироваться в налоговом учете

Выбор амортизационной группы

Ситуация: к какой амортизационной группе относится пожарная сигнализация

Пожарная сигнализация, согласно Классификации , утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1 , относится к четвертой амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше пяти до семи лет включительно). Код по Классификации – 14 331 9000 «Приборы ядерные и радиоизотопные, приборы и аппаратура систем автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации, оборудование специальное для приборостроения».

2. Сергея Разгулина , действительного государственного советника РФ 3-го класса

Как оформить и отразить в бухучете и при налогообложении строительство основных средств подрядным способом

Первоначальная стоимость

Основные средства, сооруженные подрядным способом, принимайте к бухучету по первоначальной стоимости (п. 7 ПБУ 6/01). В первоначальную стоимость включите:

  • суммы, уплачиваемые подрядчику в соответствии с договором подряда;
  • суммы, уплачиваемые за информационные и консультационные услуги, связанные с созданием основных средств;
  • суммы предъявленного НДС (если основное средство не будет использоваться в деятельности, облагаемой этим налогом);
  • прочие расходы, непосредственно связанные с созданием (например, стоимость приобретенных материалов; оборудования, предназначенного для установки на объекте; расходы на экспертизу безопасности объекта и т. д.).

Такой порядок предусмотрен пунктом 8 ПБУ 6/01, пунктом 5.1.1 Положения, утвержденного Минфином России от 30 декабря 1993 г. № 160 , пунктами 11–15 ПБУ 2/2008.

Подробный перечень расходов, формирующих первоначальную стоимость построенных (изготовленных) основных средств, приведен в таблице .

В процессе эксплуатации основного средства его первоначальная стоимость не изменяется. Исключением являются случаи достройки (дооборудования) , реконструкции , модернизации , частичной ликвидации и переоценки основного средства. Поэтому если какие-то расходы, связанные со строительством (изготовлением) объекта (например, проценты по кредиту), понесены организацией после его включения в состав основных средств, первоначальную стоимость не меняйте. А затраты учтите в составе текущих расходов. Такой порядок следует из пункта 14 ПБУ 6/01.

Документальное оформление

Сумму расходов, формирующих первоначальную стоимость объекта, определяйте на основании:

  • первичных учетных документов, применяемых в строительстве (акт о приемке выполненных работ по форме № КС-2 , справка о стоимости выполненных работ и затрат по форме № КС-3 и т. д.);
  • других первичных документов, подтверждающих понесенные затраты (таможенные декларации, приказы о командировке и т. д.).

К учету принимайте документы, которые содержат обязательные реквизиты, предусмотренные в части 2 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Для приемки созданных основных средств в организации следует создать комиссию, которая должна определять:

  • соответствует ли основное средство техническим условиям и можно ли ввести его в эксплуатацию;
  • требуется ли доведение (доработка) основного средства до состояния, пригодного к использованию.

Если в штате организации состоит только директор, комиссию не создавайте . В этом случае ее функции должен взять на себя директор.

После обследования объекта комиссия должна дать заключение о возможности его использования. Это заключение отражается в акте по форме № ОС-1 .

Дебет 08-3 Кредит 07
– отражена стоимость оборудования, переданного для установки подрядчику в строящемся объекте;

Дебет 08-3 Кредит 23 (25, 26, 70, 76...)
– отражены прочие затраты, связанные с доведением объекта до состояния, пригодного к использованию;

Дебет 19 Кредит 60 (76)
– отражен НДС, предъявленный подрядчиком, а также по прочим затратам, связанным с созданием основного средства.

Бухучет: принятие готовых объектов к учету

Принятие готовых объектов к учету отражайте на счете 01 «Основные средства» или счете 03 «Доходные вложения в материальные ценности», к которым откройте субсчета «Основное средство на складе (в запасе)» и «Основное средство в эксплуатации». Если по времени постановка основного средства на учет и его ввод в эксплуатацию совпадают, сделайте проводку:

Дебет 01 (03) субсчет «Основное средство в эксплуатации» Кредит 08-3
– принято к учету и введено в эксплуатацию созданное основное средство по первоначальной стоимости.

Если моменты постановки основного средства на учет и его ввода в эксплуатацию не совпадают, сделайте проводку:

Дебет 01 (03) субсчет «Основное средство на складе (в запасе)» Кредит 08-3
– учтен созданный объект в составе основных средств по первоначальной стоимости.

Такой порядок предусмотрен пунктом 20 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н , и Инструкции к плану счетов .

ОСНО

В налоговом учете основные средства, построенные (изготовленные) подрядным способом, отражайте по первоначальной стоимости .

Начисление амортизации

Со следующего месяца после ввода объекта в эксплуатацию начните начислять амортизацию .

Из статьи журнала «Главбух», №3, февраль 2014 года
Как безошибочно заполнить новую декларацию по налогу на имущество

С каких основных средств надо платить налог на имущество

Имущество Когда надо платить налог на имущество Разъяснение чиновников
Недвижимость, сданная или полученная в аренду по договору лизинга Надо платить налог, если недвижимость находится у вас на балансе Письмо Минфина России от 6 декабря 2013 г. № 03-05-05-01/53340
Движимое имущество, сданное или полученное в аренду по договору лизинга Надо платить налог, если движимое имущество находится у вас на балансе и введено в эксплуатацию до 1 января 2013 года
Движимое имущество, полученное в результате реорганизации Надо платить налог, только если передаточный акт (разделительный баланс) датирован до 1 января 2013 года Письма Минфина России от 13 ноября 2013 г. № 03-05-05-01/48376 и от 25 сентября 2013 г. № 03-05-05-01/39723
Кондиционеры, пожарная и охранная сигнализация Надо платить налог, только если имущество введено в эксплуатацию до 1 января 2013 года Письма Минфина России от 4 октября 2013 г. № 03-05-05-01/41301 , от 11 апреля 2013 г. № 03-05-05-01/11960

Вопрос: Бюджетное учреждение заключило с контрагентом договор на установку и монтаж охранно-пожарной сигнализации. По условиям договора исполнитель самостоятельно и за свой счет приобретает все необходимое оборудование. После завершения работ исполнитель представил в бухгалтерию счет-фактуру (на всю сумму договора) и Акт о приемке выполненных работ (ф. № КС-2).

В ходе приемки работ выявлены объекты охранно-пожарной сигнализации, которые могут быть отнесены к основным средствам (имеют различный срок полезного использования) и материальным запасам. Должны ли мы принять эти объекты (основные средства и материальные запасы) к учету? Если да, то какой записью? Будут ли данные Акта (ф. № КС-2) основанием для определения стоимости объектов?

Ответ от 12.09.2016:

  • срок полезного использования объекта – более 12 мес.
  • объект предназначен для неоднократного или постоянного использования на праве оперативного управления в процессе деятельности учреждения;
  • объект способен выполнять определенные самостоятельные функции. Применительно к охранно-пожарной сигнализации это означает, что элемент (часть) системы может быть отключен от нее без ущерба для имущества и использоваться на другом объекте.

В отношении материальных запасов, которые являются элементами охранно-пожарной сигнализации, законодательство не содержит требований об их принятии к учету на баланс. Затраты, связанные с монтажом охранно-пожарной сигнализации (стоимость работ по монтажу, а также стоимость расходных материалов), списываются на расходы текущего финансового года. Информация об охранно-пожарной сигнализации включается в Инвентарную карточку учета нефинансовых активов (ф. 0504031) по зданию, в котором она установлена.

Дебет Х 101 ХХ 310 Кредит Х 106 Х1 310 – приняты к учету оконечные аппараты охранно-пожарной сигнализации в сумме сформированных вложений (п. 9 Инструкции № 174н);

Первоначальной стоимостью объектов нефинансовых активов признается сумма фактических вложений в их приобретение, сооружение или изготовление (п. 23 Инструкции № 157н). Если в первичных документах стоимость принимаемых к учету оконечных аппаратов охранно-пожарной сигнализации отдельно не выделена, то данные объекты основных средств могут быть приняты к учету по текущей оценочной стоимости в пределах суммы заключенного договора.

Вопрос

Добрый день. Наша организация приобретает пожарно-охранные сигнализации и системы видеонаблюдения для охраны участков. Системы охранно-пожарной сигнализации устанавливаются в зданиях вагон-бытовок(передвижных). Эти установленные сигнализации учитываются в составе основных средств, как одно ОС согласно п.4 ПБУ 6/01. Вагон-бытовки перемещаются на другие участки вместе с установленной сигнализацией, в результате чего нарушается целостность основного объекта, как правильно вести учет охраны пожарной сигнализации и правильно ли, что мы учитываем их в составе основных средств или возможен учет на счете 10(материалы) в составе ТМЦ.

Ответ

Если затраты на приобретение и установку (монтаж) таких систем составляет более 100 000 руб., то для целей налогообложения ее нужно учитывать в составе ОС (п. 1 ст. 256, п. 1 ст. 257, п. п. 3, 4 ст. 346.16 НК РФ, Письмо Минфина от 16.12.2008 N 03-03-06/4/96). А в бухгалтерском учете более 40 000 рублей.
В данном случае нужно проанализировать, целесообразно ли учитывать ее как один инвентарный объект.
На наш взгляд, в данной ситуации нужно подумать о возможности учета сигнализации как нескольких инвентарных объектов, т.к. происходит нарушение целостности основного объекта. При этом можно самостоятельно выбрать критерий, позволяющий разделить стоимость сигнализации, например площадь помещений, охваченных сигнализацией. Это позволит избежать неблагоприятных последствий.
Но вследствие разделения снизится стоимость этих инвентарных объектов. И если стоимость сигнализации будет меньше 100 000, то ее можно учесть в составе материальных расходов в части стоимости самой охранной системы (пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ) и в составе прочих расходов в части затрат на установку сигнализации (пп. 6 п. 1 ст. 264 НК РФ).
В бухгалтерском учете стоимость сигнализации можно учесть в составе материальных расходов, если после разделения стоимость объектов будет менее 40 000 рублей.

Смежные вопросы:


  1. Как правильно отразить в бух учете проектные работы (150000 руб.) и монтаж пожарной сигнализации (844800 руб.) в офисе фирмы
    ✒ Проектные работы Затраты на разработку проектной документации по строительству…...

  2. Можно ли частично списать убыток от угона авто и как все это показать в декларации?
    ✒ Для целей бухгалтерского учета хищение (угон) автомобиля признается выбытием объекта основных средств. В…...

  3. Организация по частям приобрела компьютер. В накладной отдельно выделена материнская плата, видеокарта и т.д. Суммарная стоимость комплектующих 25 000,00. Как учитывать этот компьютер?
    ✒ Составными частями компьютера являются монитор,…...

  4. Добрый день! Подскажите пожалуйста основные средства (кассовый аппарат) стоимость 11000 рублей, каким образом отражается в учете. Сначала на 08 затем на 01 и списывается вся стоимость на 26…...

Покупка и монтаж автоматической пожарной сигнализации - необходимое условие для защиты имущества организации от пожара. Установка пожарной сигнализации необходима для эффективного предотвращения пожара, спасения имущества организации и жизней сотрудников. Следствием необеспечения или ненадлежащего обеспечения пожарной безопасности являются пожары, которые причиняют значительный материальный ущерб.

В данном разделе рассмотрим: понятие пожарной безопасности, нормативное регулирование в области пожарной безопасности, лицензирование, порядок отражения пожарно-охранной сигнализации в бухгалтерском учете организации, а также особенности налогообложения и документального оформления деятельности по эксплуатационному содержанию и обслуживанию пожарно-охранного оборудования.

Согласно положениям действующего законодательства под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, а под требованиями пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

Нормативное регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ), согласно которому законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает данный Закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, включая Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденные Приказом МЧС России от 18 июня 2003 г. N 313 (далее - Правила N ППБ 01-03), а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

Оказывая услуги в области пожарно-охранной безопасности, организация должна получить лицензию в порядке, установленном Законом Российской Федерации от 11 марта 1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 2487-1).

Статья 3 Закона N 2487-1 определяет услуги по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию средств охранно-пожарной сигнализации как один из видов услуг, оказываемых в сфере частной детективной и охранной деятельности.

Учитывая вышеизложенное, оказывающая такого рода услуги в области пожарной безопасности организация обязана иметь соответствующую лицензию. Положение о лицензировании деятельности по тушению пожаров, а также Положение о лицензировании производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2006 г. N 625.

Согласно вышеуказанным Положениям производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений включает осуществление мероприятий, связанных с монтажом, ремонтом и обслуживанием активных и пассивных систем пожарной безопасности, таких как:

Пожаротушение;

Пожарная и охранно-пожарная сигнализация;

Противопожарное водоснабжение;

Дымоудаление;

Оповещение и эвакуация при пожаре;

Первичные средства пожаротушения;

Противопожарные занавесы и завес;

Заполнение проемов в противопожарных преградах;

Трубо-печные работы;

Работы по огнезащите материалов, изделий и конструкций.

Таким образом, для отражения расходов по содержанию специализированных подразделений организации должны располагать соответствующей лицензией. В противном случае расходы, связанные с содержанием специализированных подразделений организации, не могут быть признаны в целях налогообложения организации.

Приборы и аппаратура систем пожарно-охранной сигнализации принимаются к бухгалтерскому учету в соответствии с требованиями Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. N 26н (далее - ПБУ 6/01).

Актив принимается организацией к учету в качестве основных средств (далее - ОС), если одновременно выполняются следующие условия:

Объект будет использоваться в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;

ОС предназначено для использования в течение длительного времени, то есть срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

Организация не предполагает последующую перепродажу объекта;

Основное средство способно приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Срок службы пожарной сигнализации составляет несколько лет. Следовательно, автоматическая пожарная сигнализация отвечает всем перечисленным требованиям.

Вместе с тем, согласно п. 5 ПБУ 6/01 активы, в отношении которых выполняются условия, предусмотренные в п. 4 ПБУ 6/01, и стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 20 000 руб. за единицу, могут отражаться в бухгалтерском учете в составе материально-производственных запасов (далее - МПЗ).

В соответствии с п. 8 ПБУ 6/01 первоначальной стоимостью активов, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость (далее - НДС) и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством). В частности, фактическими затратами на приобретение, сооружение и изготовление ОС являются суммы, уплачиваемые по договору поставщику (продавцу), а также за доставку объекта и приведение его в состояние, пригодное для использования.

Таким образом, первоначальная стоимость пожарно-охранной сигнализации как основного средства складывается из общей стоимости входящих в его состав комплектующих (без НДС), а также суммы затрат по монтажу.

По мере использования стоимость пожарно-охранной сигнализации из состава МПЗ относят на затраты по мере ввода актива в эксплуатацию.

Стоимость сигнализации в составе ОС погашается путем начисления амортизации начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем их принятия к бухгалтерскому учету, и до полного погашения стоимости данного объекта либо списания его с бухгалтерского учета вследствие продажи, безвозмездной передачи, морального и физического износа, а также до ликвидации объекта при стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях.

Срок полезного использования ОС определен Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. N 359.

Приборы и аппаратура систем автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации (код 14 3319000), а также оборудование для пожаротушения (код 14 2944000) относятся к четвертой амортизационной группе оборудования - от пяти до семи лет.

Пример. Организация ООО "Салют" заключила договор на приобретение и последующий монтаж пожарно-охранного оборудования. Общая стоимость объектов пожарно-охранной сигнализации составила 23 600 руб. (в том числе НДС 18% - 3600 руб.). Работы по монтажу проводит специализированная организация, имеющая соответствующую лицензию. Стоимость работ по договору составила 1180 руб. (в том числе НДС 18% - 180 руб.). По окончании работ по монтажу и сборке объекты пожарно-охранной сигнализации введены в эксплуатацию.

Поскольку приобретаемые объекты пожарной и охранной сигнализации, относимые к основным средствам, требуют обязательного монтажа, в бухгалтерском учете ООО "Салют" будут сделаны следующие проводки:

Дебет счета 07 "Оборудование к установке" Кредит счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - 20 000 руб. - учтена стоимость поступившего пожарно-охранного оборудования;

Дебет счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" Кредит счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - 3600 руб. - отражен НДС;

Дебет счета 08 "Вложения во внеоборотные активы" Кредит счета 07 "Оборудование к установке" - 20 000 руб. - отражена передача оборудования в монтаж;

Дебет счета 08 "Вложения во внеоборотные активы" Кредит счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - 1000 руб. - включена в стоимость системы пожаротушения стоимость монтажа;

Дебет счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" Кредит счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - 180 руб. - отражен НДС;

Дебет счета 01 "Основные средства" Кредит счета 08 "Вложения во внеоборотные активы" - 21 000 руб. (20 000 руб. + 1000 руб.) - принят к учету инвентарный объект - система пожаротушения.

Для целей налогообложения прибыли организаций расходы по эксплуатационному содержанию и обслуживанию средств охранно-пожарной сигнализации на основании пп. 6 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) признаются исходя из фактических расходов как расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на их поддержание в исправном (актуальном) состоянии.

В соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 264 НК РФ расходы на обеспечение пожарной безопасности налогоплательщика в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией при условии выполнения положений ст. 252 НК РФ. Иными словами, они должны быть обоснованы и документально подтверждены, а также осуществлены (понесены) в рамках деятельности, направленной на получение доходов.

Для подтверждения расходов по установке (монтажу) систем пожарной безопасности организация должна располагать договором со сторонней организацией с указанием в нем реквизитов выданной ей лицензии, а также актом приемки-сдачи выполненных работ.

Если монтаж систем осуществляется собственными силами организации, произведенные расходы подтверждаются соответствующими первичными учетными документами по списанию материальных запасов (в том числе требованиями-накладными, накладными на отпуск материалов на сторону), учету расходов на оплату труда (расчетно-платежными ведомостями и так далее).

Также расходы, связанные с монтажом систем пожарной безопасности хозяйственным способом, могут быть оформлены внутренним актом о приемке-сдаче выполненных работ.

В аналогичном порядке принимаются в целях налогообложения расходы по осуществлению регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту автоматических установок пожарной сигнализации и пожаротушения, систем противодымной защиты, оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией.

Как указано в п. 96 Правил N ППБ 01-03, такие работы должны осуществляться в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документации заводов-изготовителей, и сроками проведения ремонтных работ. При этом техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт должны выполняться специально обученным обслуживающим персоналом или специализированной организацией, имеющей лицензию, согласно заключаемым договорам.

Расходы по обслуживанию систем пожарной безопасности осуществляются по договорам, заключенным со специализированными организациями, имеющими соответствующую лицензию на право оказания соответствующих услуг. Следовательно, экономическая оправданность расходов может быть подтверждена двусторонним договором, а также оформляемыми двусторонними актами с раскрытием в них перечня оказанных услуг и ссылкой на положения нормативно-правовых актов (Закон N 69-ФЗ, Правила N ППБ 01-03 и так далее).

Расходы на ремонт систем обеспечения пожарной безопасности принимаются для целей налогообложения на условиях, установленных ст. ст. 260 и 324 НК РФ, то есть в зависимости от того, создаются организацией в целях налогового учета резервы под предстоящие ремонты основных средств или нет. Такие работы, связанные с ремонтом систем, должны выполняться специализированными организациями или же подготовленными специалистами.

Расходы по модернизации и реконструкции систем пожарной безопасности в целях обложения налогом на прибыль не принимаются. Согласно п. 2 ст. 257 НК РФ такие расходы увеличивают первоначальную (восстановительную) стоимость объектов основных средств и поэтому принимаются в целях обложения налогом на прибыль через начисление в установленном порядке амортизационных отчислений.

В соответствии с п. 6 Правил N ППБ 01-03 на каждом объекте организации должны быть разработаны инструкции о мерах пожарной безопасности для каждого взрывопожароопасного и пожароопасного участка (мастерской, цеха и так далее).

В этих инструкциях должны быть отражены:

Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности при проведении технологических процессов, эксплуатации оборудования, производстве пожароопасных работ;

Порядок и нормы хранения и транспортировки взрывопожароопасных веществ и пожароопасных веществ и материалов;

Места курения, применения открытого огня и проведения огневых работ;

Порядок сбора, хранения и удаления горючих веществ и материалов, содержания и хранения спецодежды;

Предельные показания контрольно-измерительных приборов (манометров, термометров и так далее), отклонения от которых могут вызвать пожар или взрыв;

Обязанности и действия работников при пожаре, в том числе правила вызова пожарной охраны; порядок аварийной остановки технологического оборудования; порядок отключения вентиляции и электрооборудования; правила применения средств пожаротушения и установок пожарной автоматики; порядок эвакуации горючих веществ и материальных ценностей;

Порядок осмотра и приведения в пожаровзрывобезопасное состояние всех помещений предприятия (подразделения).

Во всех производственных, административных, складских и вспомогательных помещениях на видных местах должны быть вывешены таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны.

Расходы по разработке и изданию инструкций о мерах пожарной безопасности, изготовлению табличек, плакатов и иной наглядной информации принимаются в целях налогообложения как расходы, предусмотренные действующим законодательством и непосредственно связанные с обеспечением пожарной безопасности в организации.

Согласно п. 15 Правил N ППБ 01-03 в каждой организации распорядительным документом руководителя должен быть установлен соответствующий их пожарной опасности противопожарный режим, в том числе:

Определены и оборудованы места для курения;

Определены места и допустимое количество единовременно находящихся в помещениях сырья, полуфабрикатов и готовой продукции;

Установлен порядок уборки горючих отходов и пыли, хранения промасленной спецодежды;

Определен порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня;

Регламентирован порядок проведения временных огневых и других пожароопасных работ; порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работы; действия работников при обнаружении пожара;

Определен порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму, а также назначены ответственные за их проведение.

Соответственно, расходы по оборудованию мест для курения также принимаются в целях обложения налогом на прибыль, так как они предусмотрены действующим законодательством.

Все работники организаций должны допускаться к работе только после прохождения противопожарного инструктажа, а при изменении специфики работы они обязаны проходить дополнительное обучение по предупреждению и тушению возможных пожаров в порядке, установленном руководителем.

При отнесении таких расходов в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль налогоплательщикам необходимо учитывать установленные в ст. 252 НК РФ требования, касающиеся обоснованности и документального подтверждения затрат.

Соответствующие вышеуказанным критериям расходы организации по оплате услуг по обучению своих работников мерам пожарной безопасности могут учитываться в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией продукции (работ, услуг).

В заключение следует отметить, что в случае ненадлежащего выполнения требований пожарной безопасности ответственные должностные лица организации привлекаются к установленной действующим законодательством ответственности.

Согласно п. п. 1, 2 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1000 руб., на должностных лиц - от 1000 до 2000 руб., на юридических лиц - от 10 000 до 20 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, грозят наложением административного штрафа на граждан в размере от 1000 до 1500 руб., на должностных лиц - от 2000 до 3000 руб., на юридических лиц - от 20 000 до 30 000 руб.

Нарушение требований стандартов, норм и правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара без причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека, либо без наступления иных тяжких последствий, согласно п. 3 ст. 20.4 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1500 до 2000 руб., на должностных лиц - от 3000 до 4000 руб., на юридических лиц - от 30 000 до 40 000 руб.

За нарушение правил пожарной безопасности, которое по неосторожности повлекло тяжкий вред здоровью человека, виновное лицо несет уголовную ответственность согласно п. 1 ст. 219 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ): минимальную - штраф до 80 000 руб., максимальную - до трех лет лишения свободы с лишением права занимать определенные должности. Если же нарушения правил пожарной безопасности повлекли по неосторожности смерть человека или двух и более людей, то на основании п. п. 2, 3 ст. 219 УК РФ виновник может лишиться свободы на срок до пяти или семи лет соответственно.

УСН | НЕ ДЕЛАЕМ ОШИБОК

Верстакова Е. В.,
практикующий бухгалтер

Приобретение и установка пожарной сигнализации

Наличие пожарной сигнализации является обязательным требованием для всех организаций. В связи с этим необходимо точно знать, как учитывать данные затраты в расходах.

Согласно Федеральному закону от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – ФЗ «О пожарной безопасности») и Федеральному закону от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требовании пожарной безопасности» (далее – ФЗ «Технический регламент о требовании пожарной безопасности») любая организация обязана иметь систему обеспечения пожарной безопасности. В п. 1 ст. 5 ФЗ «Технический регламент о требовании пожарной безопасности» сказано, что каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. При этом под объектом защиты понимается продукция, в том числе имущество граждан или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях поселений, а также здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре (ст. 2 ФЗ «Технический регламент о требовании пожарной безопасности»). При этом система обеспечения пожарной безопасности – это совокупность установок пожарной сигнализации, смонтированных на одном объекте и контролируемых с общего пожарного поста.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Первичными средствами пожаротушения также являются пожарные краны и средства обеспечения их использования, пожарный инвентарь, покрывала для изоляции очага возгорания.

Кроме того, согласно вышеперечисленным нормативным актам руководители обязаны осуществлять следующие виды пожарной безопасности:

  • соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;
  • разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности;
  • проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности;
  • включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности;
  • содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению;
  • оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров;
  • предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства;
  • обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий;
  • представлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях;
  • незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов;
  • содействовать деятельности добровольных пожарных;
  • обеспечивать создание и содержание подразделений пожарной охраны на объектах, входящих в утверждаемый Правительством РФ перечень объектов.

Нарушение требований пожарной безопасности предусматривает ответственность по следующим статьям:

  • ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ – за нарушение требований пожарной безопасности;
  • ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ – за нарушение требований пожарной безопасности, совершенное в условиях особого противопожарного режима;
  • ч. 6 ст. 20.4 КоАП РФ – за возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека;
  • п. 1 ст. 219 УК РФ – за нарушение правил пожарной безопасности, которое по неосторожности повлекло тяжкий вред здоровью человека;
  • п.п. 2, 3 ст. 219 УК РФ – в случае, если нарушения правил пожарной безопасности повлекли по неосторожности смерть человека или двух и более людей.

Налоговым кодексом РФ предусмотрено, что при определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на расходы на обеспечение пожарной безопасности налогоплательщика в соответствии с законодательством Российской Федерации, расходы на услуги по охране имущества, обслуживанию охранно-пожарной сигнализации, расходы на приобретение услуг пожарной охраны и иных услуг охранной деятельности (п. 10 ст. 346.16 НК РФ). То есть любые расходы, связанные с соблюдением ФЗ «О пожарной безопасности», ФЗ «Технический регламент о требовании пожарной безопасности», а также Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 , и иных нормативных актов, можно включать в расходы и уменьшать тем самым налог УСН. Вопрос в том, каким образом это можно делать.

Во-первых , должно быть выполнено требование п. 2 ст. 346.17 НК РФ о том, что расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты.

Во-вторых , необходимо определить сумму расходов. Если затраты на приобретение и установку пожарной сигнализации превысили 40 000 руб., то данные затраты нужно учитывать как затраты на приобретение объектов основных средств. При этом в течение налогового периода расходы принимаются за отчетные периоды равными долями. Определение сроков полезного использования основных средств осуществляется на основании утверждаемой Правительством РФ в соответствии со ст. 258 НК РФ классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы. Сроки полезного использования основных средств, которые не указаны в данной классификации, устанавливаются налогоплательщиком в соответствии с техническими условиями или рекомендациями организаций-изготовителей.

Кроме вышеперечисленных требований, необходимо выполнение еще одного немаловажного условия: объект должен быть введен в эксплуатацию. Об этом прямо указано в пп. 1 п. 3 ст. 346.16 НК РФ.

Напомним, что в первоначальную стоимость могут включаться затраты на разработку и изготовление проектной документации на пожарную сигнализацию, поскольку без этой документации сигнализация не может быть установлена.

Если затраты на приобретение пожарной сигнализации не превысили 40 000 руб., то их можно учесть исходя из положений пп. 10 п. 1 ст. 346.16 НК РФ, согласно которому при определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на расходы на обеспечение пожарной безопасности налогоплательщика в соответствии с законодательством Российской Федерации, расходы на услуги по охране имущества, обслуживанию охранно-пожарной сигнализации, расходы на приобретение услуг пожарной охраны и иных услуг охранной деятельности. Но, как и при учете других расходов при УСН, должно соблюдаться требование об оплате.

Бухгалтерский учет

В бухгалтерском учете для включения в затраты расходов на установку и приобретение пожарной сигнализации необходимо так же, как и в налоговом учете, определиться, как приходовать приобретенный объект: как основное средство или МПЗ.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.