Архангельская епархия. Заболевания: нам возвращается то, что мы создали энергетически

Один мой хороший знакомый ровно накануне своего юбилея (40 лет!) заболел гриппом. Разумеется, все торжества отменились, и вместо того, чтобы сидеть за праздничным столом, пришлось бедолаге лежать в постели и пить лекарства. «А я ведь так просил Господа дать мне здоровья! – грустно посетовал мне знакомый, когда я позвонила его поздравить. – Чувствовал себя неважно и просил, чтобы только не к юбилею болезнь разыгралась… У меня банкетный зал был уже оплачен в ресторане, 50 человек гостей приглашено, вся семья месяц к этой дате готовилась, и вот – все насмарку. В чем я виноват?! За что Он со мной уж так-то строго?!»

Вопрос «За что мне Бог болезнь послал?» – едва ли не самый распространенный среди тех, кто недавно пришел к вере. Вероятно, людям Господь представляется этаким судьей в мантии, который с утра до вечера взвешивает меру вины каждого и определяет наказания. Поступил плохо? Вот тебе болезнь! Поступил очень плохо? Будет тебе болезнь долгая и тяжелая! В следующий раз подумаешь, прежде чем что-то нехорошее сделать.

Если бы у Бога все было так просто, нам здесь, на Земле, жилось бы намного легче! Достаточно было бы не совершать плохих поступков, и каждый из нас был бы всегда здоров и благополучен. Но вы ведь, наверное, и сами замечали: очень часто добрые, хорошие, умные люди живут трудно, тяжело болеют, на протяжении всей жизни преодолевают невзгоды, а люди не слишком порядочные живут шикарно и в ус не дуют. Все у них есть – и здоровье, и деньги, и в делах везение. Отчего так получается? Да оттого, что Господь, действительно будучи Высшим Судией, на самом-то деле не судит нас при жизни. И не наказывает. Бывают, конечно, исключения, но для этого нужно совершить что-то уж совсем ужасное. В остальных случаях Господь предоставляет нам свободу выбора: поступить так или этак, пойти той, или иной дорогой. Мы сами строим свою жизнь. А отвечать за то, КАК построили, придется значительно позже – когда этот процесс уже будет завершен окончательно. Поверьте мне, Господь вовсе не озабочен тем, чтобы за каждый наш грех наказать нас болезнью. Более того, очень часто болезнь не является наказанием для человека, она посылается ему, как ни странно, для его же блага. В это трудно поверить, но это – так.

У меня есть одна хорошая подруга. Анна (так ее зовут) никогда не болела. Наделил Бог человека отменным здоровьем: до 30 лет она даже что такое головная боль не знала, ни одной таблетки не выпила! Но однажды запас здоровья кончился, и у Анны после тяжелейшего гриппа началось воспаление легких. А болеть ей в то время было никак нельзя: муж работает, дома трое детей, ни бабушек, ни дедушек, чтобы помочь, нету… Но болезнь все-таки взяла верх, Анна оказалась в больнице. Сперва состояние у нее было очень тяжелое. Но, как только она чуть-чуть пришла в себя, сразу стала требовать, чтобы ее выписали: дескать, семья без нее пропадет! Но врачи наотрез отказались ее выписывать, а муж решительно сказал, что домой ее не заберет, пока она окончательно не вылечится. И постепенно Анна успокоилась. Привыкла к мысли, что дети и муж вполне могут обходиться без нее. Когда ее выписали, она мне сказала: «Знаешь, я только в больнице поняла, что вот уже 15 лет несусь по жизни с высунутым языком! Я всегда была уверена, что без меня все в доме разрушится, все пропадут… Сама бы я никогда в этой гонке не остановилась, так бы и бежала до глубокой старости… Но Господь управил иначе, и теперь я стану жить немного по-другому. Многое я успела пересмотреть в своей жизни, пока в больнице лежала. Многое поняла…»

Когда я собирала материал для своих книг, я обратилась к знакомому священнику отцу Георгию и попросила его разъяснить мне точку зрения Православной Церкви на болезни и на то, как должен православный человек к своим недугам относиться.

И состоялся у нас с отцом Георгием долгий разговор. Привожу его здесь целиком.

– Многие люди уверены, что болезнь – наказание Божие за грехи. Так ли это?

– Нет, конечно. Вообще Господь – милостив, Он крайне редко наказывает людей. И болезни наши – это вовсе не наказание, как почему-то принято думать в народе. Иногда болезни подаются человеку как вразумление, чтобы он перестал грешить. Чувствуете разницу? Не как наказание, а как вразумление. Сам человек не может остановиться на неправильном жизненном пути, и Господь помогает ему. Нередко болезнь может послужить предохранением от еще не совершенного зла. Праведному человеку она может быть послана для испытания его веры. Болезни могут посылаться нам, чтобы, исцелившись, человек сам осознал и до других донес через свое исцеление величие Божие. Бывает еще один вид болезней, они посылаются для того, чтобы человек искупил те грехи, которые совершены им по неведению или о которых он забыл. Как видите, причин болезни может быть много. Каждый болящий должен сам хорошенько задуматься, что значит его болезнь, для чего она была ему послана. Только поняв это, можно с молитвой обращаться к Господу, к Божией Матери, к святым с просьбой об исцелении.

– Мы часто слышим: «Бог милостив и справедлив! Почему же Он позволяет, чтобы люди – часто очень хорошие люди! – болели и страдали? Где же здесь милость и справедливость?

– Святые отцы говорят: болезнь – это не просто страдание, это время посещения человека Богом. Происходит это невидимо и не всегда ощутимо, но непреложно. Господь приносит человеку болезнь телесную как горькое лекарство от недуга душевного и духовного. Святой Тихон Задонский учил так: „Здравие тела отворяет человеку двери ко многим прихотям и грехам, но немощь тела затворяет. Во время болезни мы чувствуем, что жизнь человеческая подобна цветку, который тотчас засыхает, как скоро он распускается“.

А святитель Феофан Затворник писал: „Посылает Бог иное в наказание, как епитимью, иное в образумление, чтоб опомнился человек; иное, чтоб избавить от беды, в которую попал бы человек, если бы был здоров; иное, чтоб терпение показал человек и тем большую заслужил награду; иное, чтоб очистить от какой страсти, и для многих других причин. Есть болезни, на излечение коих Господь налагает запрет, когда видит, что болезнь нужнее для спасения, чем здоровье… Иногда Господь отнимает силы, чтобы хоть этим остепенить человека. Он уже не знает, как по-другому его исправить“. От себя могу только добавить, что нет такой болезни, которую по молитвам нашим нельзя бы было излечить. Ведь нет греха человеческого, который превысил бы милосердие Божие.

– Почему одни и те же страдания одним людям идут на пользу, а другим во вред?

– А вы вспомните распятых около Господа на двух крестах разбойников. Один, страдая, и благодарил Господа, и просил, чтобы Он помог ему и ввел его в Свое Царство, а другой Бога хулил. Так и все люди относятся к посланному им кресту болезней: одни просят Бога, а другие хулят Его. Благоразумный разбойник унаследовал рай, а злой разбойник унаследовал ад, хотя оба были при кресте Господнем.

– Что нужно делать, если ты заболел?

– Если началась серьезная болезнь, сначала надо прибегнуть к молитве, как этому учил преподобный Нил Синайский: „И прежде всякого лекарства и врача прибегай к молитве“. Затем хорошо попросить, чтобы Господь послал врача, который бы разобрался в вашей болезни и помог вам исцелиться.

Во время болезни каждому человеку необходимо прибегать к святыням: вкушать святую просфору, помазываться святым елеем, принимать внутрь и кропиться святой водой, читать молитвы перед иконами Божией Матери, святым угодникам Божиим, помогающим в болезни, особенно святому великомученику Пантелеимону.

– Нередко, заболев, православные люди не обращаются к врачу, говорят: „На все воля Божия!“ Как Церковь относится к этому вопросу?

– Господь создал врачей для того, чтобы они исцеляли больных людей. Поэтому, когда мы лечимся сами или вовсе не лечимся, мы совершаем грех против своего здоровья. Лечиться надо обязательно!» Но и о молитве забывать не надо, ведь молитва – лучший наш помощник и верный целитель в болезни. Очень полезно пить во время болезни Крещенскую (Богоявленскую) воду, которая обладает огромной целительной силой. Известно много случаев, когда всего несколько капель, влитых в рот больному, находящемуся без сознания, приводили его в чувство и изменяли ход болезни.

Воду малого освящения (ее можно в любой день взять в любом храме) пьют по мере необходимости, произнося ту же молитву. Кроме того, святой водой смазывают, смачивают больные места, кропятся сами и окропляют свои вещи, палату и больничную койку, пищу. При головных или иных болях помогает компресс с Богоявленской водой.

Страдания заболевшего человека облегчает и святой елей. Для больного важен елей, который освящен во время соборования, литии. Им помазываются и добавляют в пищу. Большую силу имеет елей из лампад со святых мест, от мощей святых, чудотворных икон. Еще большей, чудодейственной, силой обладает святое миро. Миром можно только помазываться, причем крестообразно лоб и больные места.

Искренняя, с верой произнесенная молитва, святая вода, помазание елеем от мощей угодников Божиих или от чудотворных икон способствуют скорейшему выздоровлению при любой, даже самой тяжелой, болезни.

– Как быть, если не помогают ни лекарства, ни доктора, и человек страдает?

– Надо стараться благодушно переносить болезнь, терпеть приходящие страдания и помнить о том, что Господь не возложит на человека креста, который тот не сможет понести. Поэтому следует терпеть и просить у Господа укрепления души для перенесения недуга. И, конечно, продолжать молиться!

– Как надо молиться за ближних, когда они болеют?

– Есть несколько очень простых молитв, их надо читать каждый день. Вот эти молитвы:

Молитва первая об исцелении болящего
Владыко, Вседержителю, святый Царю, наказуяй и не справляй, утверждаяй низпадающия и возводяй низверженныя, телесныя человеков скорби справляй, молимся Тебе, Боже наш, раба Твоего (имярек) немощствующа посети милостию Твоею, прости ему всякое согрешение вольное и невольное. Ей, Господи, врачебную Твою силу с небесе низпосли, прикоснися телеси, угаси огневицу, укроти страсть и всякую немощь таяющуюся, буди Врач раба Твоего (имярек), воздвигни его от одра болезненнаго и от ложа озлобления цела и всесовершенна, даруй его Церкви Твоей благоугождающа и творяща волю Твою. Твоё бо есть, еже миловати и спасати ны, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во векы веков. Аминь.

Молитва вторая об исцелении болящего
О Премилосердый Боже, Отче, Сыне и Святый Душе, в Нераздельней Троице покланяемый и славимый, призри благоутробно на раба твоего (имя), болезнию одержимаго; отпусти ему вся согрешения его; подай ему изцеление от болезни; возврати ему здравие и силы телесныя; подай ему долгоденственное и благоденственное житие, мирные Твоя и премирные блага, чтобы он вместе с нами приносил благодарные мольбы Тебе, Всещедрому Богу и Создателю моему.

Пресвятая Богородица, всесильным заступлением Твоим помоги мне умолить Сына Твоего, Бога моего, об исцелении раба Божия (имя).

Все святые и ангелы Господни, молите Бога о больном рабе Его (имя). Аминь.

– Как вы относитесь к фитотерапии, лечению травами, гомеопатии, рефлексотерапии, иглоукалыванию?

– К профессиональному лечению травами я отношусь положительно. Гомеопатия широко использовалась священниками до революции. Святой Иоанн Кронштадтский, святой Феофан Затворник, святитель Игнатий Брянчанинов, преподобный Амвросий Оптинский и другие отцы с одобрением высказывались об этой науке и благословляли использовать ее методы. Если иглорефлексотерапия проводится врачами-иглорефлексотерапевтами, которые не являются одновременно биоэнергетиками или экстрасенсами, на основании знаний меридианов и амплитуды потенциалов каждой биологически активной точки, это никак не противоречит православной вероучительной истине.

В принципе, многие методы лечения можно совмещать друг с другом. И, конечно, надо не забывать молиться во время болезни. А когда наступит выздоровление, обязательно следует поблагодарить Господа за исцеление! Я своим прихожанам всегда советую читать такую молитву:

Молитва благодарственная, святого Иоанна Кронштадтского, читаемая после исцеления от болезни
Слава Тебе, Господи, Иисусе Христе, Сыне Единородный Безначальнаго Отца, едине изцеляяй всяк недуг и всяку язю в людех, яко помиловал мя еси грешнаго и избавил еси мя от болезни моей, не попустив ей развиться и умертвить меня по грехам моим. Даруй мне отныне, Владыко, силу твердо творить волю Твою во спасение души моея окаянныя и во славу Твою со Безначальным Твоим Отцем и Единосущным Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Мы даем


Вопрос «За что мне Бог болезнь послал?» – едва ли не самый распространенный среди тех, кто недавно пришел к вере. Вероятно, людям Господь представляется этаким судьей в мантии, который с утра до вечера взвешивает меру вины каждого и определяет наказания. Поступил плохо? Вот тебе болезнь! Поступил очень плохо? Будет тебе болезнь долгая и тяжелая! В следующий раз подумаешь, прежде чем что-то нехорошее сделать…

Если бы у Бога все было так просто, нам здесь на Земле жилось бы намного легче! Достаточно было бы не совершать плохих поступков, и каждый из нас был бы всегда здоров и благополучен. Но вы ведь, наверное, и сами замечали: очень часто добрые, хорошие, умные люди живут трудно, тяжело болеют, на протяжении всей жизни преодолевают невзгоды, а люди не слишком порядочные живут шикарно и в ус не дуют. Все у них есть – и здоровье, и деньги, и в делах везение… Отчего так получается? Да оттого, что Господь, действительно будучи Высшим Судией, на самом-то деле не судит нас при жизни. И не наказывает. Бывают, конечно, исключения, но для этого нужно совершить что-то уж совсем ужасное. В остальных случаях Господь предоставляет нам свободу выбора: поступить так или этак, пойти той или иной дорогой. Мы сами строим свою жизнь. А отвечать за то, КАК построили, придется значительно позже – когда этот процесс уже будет завершен окончательно. Поверьте мне, Господь вовсе не озабочен тем, чтобы за каждый наш грех наказать нас болезнью. Более того, очень часто болезнь не является наказанием для человека, она посылается ему, как ни странно, для его же блага. В это трудно поверить, но это – так.

Вот, как на этот вопрос отвечает отец Георгий Симаков, настоятелем храма во имя Успения Божией Матери в поселке Троицкое Тверской губернии.

– Многие люди уверены, что болезнь – наказание Божие за грехи. Так ли это?

– Нет, конечно. Вообще Господь – милостив, Он крайне редко наказывает людей. И болезни наши – это вовсе не наказание, как почему-то принято думать в народе. Иногда болезни подаются человеку как вразумление, чтобы он перестал грешить. Чувствуете разницу? Не как наказание, а как вразумление. Сам человек не может остановиться на неправильном жизненном пути, и Господь помогает ему. Нередко болезнь может послужить предохранением от еще не совершенного зла. Праведному человеку она может быть послана для испытания его веры. Болезни могут посылаться нам, чтобы, исцелившись, человек сам осознал и до других донес через свое исцеление величие Божие. Бывает еще один вид болезней, они посылаются для того, чтобы человек искупил те грехи, которые совершены им по неведению или о которых он забыл. Как видите, причин болезни может быть много. Каждый болящий должен сам хорошенько задуматься, что значит его болезнь, для чего она была ему послана. Только поняв это, можно с молитвой обращаться к Господу, к Божи-ей Матери, к святым с просьбой об исцелении.

– Мы часто слышим: «Бог милостив и справедлив!» Почему же Он позволяет, чтобы люди – часто очень хорошие люди! – болели и страдали? Где же здесь милость и справедливость?

– Святые отцы говорят: болезнь – это не просто страдание, это время посещения человека Богом. Происходит это невидимо и не всегда ощутимо, но непреложно. Господь приносит человеку болезнь телесную как горькое лекарство от недуга душевного и духовного. Святой Тихон Задонский учил так: «Здравие тела отворяет человеку двери ко многим прихотям и грехам, но немощь тела затворяет. Во время болезни мы чувствуем, что жизнь человеческая подобна цветку, который тотчас засыхает, как скоро он распускается».

А святитель Феофан Затворник писал: «Посылает Бог иное в наказание, как епитимью, иное в образумление, чтоб опомнился человек; иное, чтоб избавить от беды, в которую попал бы человек, если бы был здоров; иное, чтоб терпение показал человек и тем большую заслужил награду; иное, чтоб очистить от какой страсти, и для многих других причин. Есть болезни, на излечение коих Господь налагает запрет, когда видит, что болезнь нужнее для спасения, чем здоровье… Иногда Господь отнимает силы, чтобы хоть этим остепенить человека. Он уже не знает, как по-другому его исправить». От себя могу только добавить, что нет такой болезни, которую по молитвам нашим нельзя бы было излечить.

Ведь нет греха человеческого, который превысил бы милосердие Божие…

– Почему одни и те же страдания одним людям идут на пользу, а другим во вред?

– А вы вспомните распятых около Господа на двух крестах разбойников. Один, страдая, и благодарил Господа, и просил, чтобы Он помог ему и ввел его в Свое Царство, а другой Бога хулил. Так и все люди относятся к посланному им кресту болезней: одни просят Бога, а другие хулят Его. Благоразумный разбойник унаследовал рай, а злой разбойник унаследовал ад, хотя оба были при кресте Господнем.

– Что нужно делать, если ты заболел?

– Если началась серьезная болезнь, сначала надо прибегнуть к молитве, как этому учил преподобный Нил Синайский: «И прежде всякого лекарства и врача прибегай к молитве». Затем хорошо попросить, чтобы Господь послал врача, который бы разобрался в вашей болезни и помог вам исцелиться.

Во время болезни каждому человеку необходимо прибегать к святыням: вкушать святую просфору, помазываться святым елеем, принимать внутрь и кропиться святой водой, читать молитвы перед иконами Божией Матери, святым угодникам Божиим, помогающим в болезни, особенно святому великомученику Пантелеимону.

– Нередко, заболев, православные люди не обращаются к врачу, говорят: «На все воля Божия!» Как Церковь относится к этому вопросу?

– Господь создал врачей для того, чтобы они исцеляли больных людей. Поэтому, когда мы лечимся сами или вовсе не лечимся, мы совершаем грех против своего здоровья. Лечиться надо обязательно! Но и молитве забывать не надо ведь молитва – лучший наш помощник и верный целитель в болезни. Очень полезно пить во время болезни Крещенскую (Богоявленскую) воду, которая обладает огромной целительной силой. Известно много случаев, когда всего несколько капель, влитых в рот больному, находящемуся без сознания, приводили его в чувство и изменяли ход болезни.

Воду малого освящения (ее можно в любой день взять в любом храме) пьют по мере необходимости, произнося ту же молитву. Кроме того, святой водой смазывают, смачивают больные места, кропятся сами и окропляют свои вещи, палату и больничную койку, пищу. При головных или иных болях помогает компресс с Богоявленской водой.

Страдания заболевшего человека облегчает и святой елей. Для больного важен елей, который освящен во время соборования, литии. Им помазываются и добавляют в пищу. Большую силу имеет елей из лампад со святых мест, от мощей святых, чудотворных икон. Еще большей, чудодейственной, силой обладает святое миро. Миром можно только помазываться, причем крестообразно лоб и больные места.

Искренняя, с верой произнесенная молитва, святая вода, помазание елеем от мощей угодников Божиих или от чудотворных икон способствуют скорейшему выздоровлению при любой, даже самой тяжелой, болезни.

– Как быть, если не помогают ни лекарства, ни доктора, и человек страдает?

– Надо стараться благодушно переносить болезнь, терпеть приходящие страдания и помнить о том, что Господь не возложит на человека креста, который тот не сможет понести. Поэтому следует терпеть и просить у Господа укрепления души для перенесения недуга. И, конечно, продолжать молиться!

– Как надо молиться за ближних, когда они болеют?

– Есть несколько очень простых молитв, их надо читать каждый день. Вот эти молитвы:

Молитвы об исцелении болящего

Владыко, Вседержителю, святый Царю, наказуяй и не справляй, утверждаяй низпадающия и возводяй низвержен-ныя, телесныя человеков скорби справляй, молимся Тебе, Боже наш, раба Твоего (имярек) немощствующа посети милостию Твоею, прости ему всякое согрешение вольное и невольное. Ей, Господи, врачебную Твою силу с небесе низпосли, прикоснися телеси, угаси огневицу, укроти страсть и всякую немощь таяющуюся, буди Врач раба Твоего (имярек), воздвигни его от одра болезненнаго и от ложа озлобления цела и всесовершенна, даруй его Церкви Твоей благоугождающа и творяща волю Твою. Твое бо есть, еже миловати и спасати ны, Боже наш, и Тебе славу возсы-лаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

О Премилосердый Боже, Отче, Сыне и Святый Душе, в Нераздельней Троице покланяемый и славимый, призри благоутробно на раба твоего (имя), болезнию одержимаго; отпусти ему вся согрешения его; подай ему изцеление от болезни; возврати ему здравие и силы телесныя; подай ему долгоденственное и благоденственное житие, мирные Твоя и премирные блага, чтобы он вместе с нами приносил благодарные мольбы Тебе, Всещедрому Богу и Создателю моему.

Пресвятая Богородица, всесильным заступлением Твоим помоги мне умолить Сына Твоего, Бога моего, об исцелении раба Божия (имя).

Все святые и ангелы Господни, молите Бога о больном рабе Его (имя). Аминь.

А когда наступит выздоровление, обязательно следует поблагодарить Господа за исцеление!

Молитва благодарственная, святого Иоанна Кронштадтского, читаемая после исцеления от болезни

Слава Тебе, Господи, Иисусе Христе, Сыне Единородный Безначальнаго Отца, едине изцеляяй всяк недуг и всяку язю в людех, яко помиловал мя еси грешнаго и избавил еси мя от болезни моей, не попустив ей развиться и умертвить меня по грехам моим. Даруй мне отныне, Владыко, силу твердо творить волю Твою во спасение души моея окаянныя и во славу Твою со Безначальным Твоим Отцем и Единосущным Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Что такое рак? Это название самой страшной болезни нашего века. Страх и печаль – естественная реакция человека, которому сообщают, что он болен раком. Несколько лет назад мне тоже поставили этот ужасный диагноз. Как лечиться? Мне предлагали много разных способов: облучение, химиотерапию, водку с маслом, уринотерапию, керосин и даже нафталин. Кого слушать? Каждый хвалит свой метод лечения, хотя исход болезни во многих случаях бывает печальный. Я решила искать совета в Слове Божьем – Библии! Хочу особо отметить, что лечение, которое я применяла, было вымолено мной у Бога со слезами, молитвой и твердой верой в то, что Господь мне поможет.

Почему именно я?

Господь создал первого человека Адама совершенным, здоровым, крепким, сильным и Сам одобрил своего творение, сказав: «Весьма хорошо» (Бытие 1:1-31) . Бог хочет, чтобы человек здравствовал и преуспевал. Он не желает, чтобы люди болели, ни в прошлом, ни в настоящем, ни в будущем. Когда Иисус был на нашей земле, Он проповедовал Евангелие царствия и исцелял всякую болезнь и всякую немощь в людях (Матфея 4:23).

Для меня это было большим ободрением. Господь может исцелить любую болезнь, какой бы она ни была страшной и неизлечимой. Так написано в Библии. Так говорит Бог! Ведь если Господь мертвых воскрешал, прокаженных исцелял, то что Ему стоит излечить нас. Заботясь о нас, Отец Небесный имеет тысячи способов, о которых мы ничего не знаем. Если мы будем придерживаться Его правил и Его указаний, которые Он оставил нам в Слове Божьем, то увидим, как многие затруднения исчезнут и наш путь будет легче.

Тогда почему люди болеют?

Вот и я каждую субботу посещаю церковь, считаю себя христианкой, молюсь, соблюдаю заповеди Божьи, радуюсь, что у меня есть Отец Небесный, Всемогущий Бог, который может все. И… вдруг узнаю, что у меня рак. Почему? Причины этой болезни мы также находим в Библии. Первая причина – нарушение правил питания (т.е. Бог дал определенную для нас пищу). Вторая причина – состояние мыслей человека (стрессы, депрессия, беспокойство). Третья причина – неправильный, греховный образ жизни. В книге Исход 15:26 написано: «Если ты будешь слушать гласа Господа, Бога твоего, и делать угодное пред очами Его, и соблюдать все уставы Его, то не наведу на тебя ни одной из болезней, которые навел я на Египет; ибо Я Господь, целитель твой» . Господь говорит, что наше здоровье будет хорошим при условии, что мы будем соблюдать заповеди Божьи, исполнять все законы Его и делать угодное перед очами Его.

Болезнь, страдание и смерть – работа враждебной силы. Сатана является разрушителем, а Бог – созидателем. Излечивая болезни, Христос предупреждал исцеляемых Им больных: «Не греши больше, чтобы не случилось с тобой чего хуже». Таким образом, Он учил, что люди навлекают на себя болезни, нарушая Божьи законы, и что только послушание сохраняет здоровье. Итак, общая причина всех заболеваний – грех.

Исцеление приходит от Бога

Есть люди, которые просто не могут удержаться, не попробовав на себе какой-то новый метод лечения. А этих методов сейчас много, в каждом журнале и книжке все новые способы лечения. Но ведь Бог вовсе не хочет, чтобы мы, как подопытные кролики, экспериментировали на себе. Богу совсем не безразлично, чем я буду лечиться, кого слушать, какие методы лечения применять. Ведь Господь создал организм человека чудесным образом и вовсе не приспособленным глотать керосин, нафталин и ядовитые травы. Даже машина, если мы ее заправляем не тем бензином, для которого она приспособлена, скоро выйдет из строя. Бог дал определенные средства лечения, которые мы находим в Священном Писании.

Божий метод исцеления

В процессе исследования мы находим исцеление там, где меньше всего на него рассчитываем. Оказывается, совершенно не обязательно тратить деньги на дорогие лекарства и другие химические препараты.

Я хочу привести несколько стихов из Библии о тех средствах исцеления, которые я использовала в лечении своей болезни: «И сказал Исайя: возьми пласт смокв. И взяли, и приложили к нарыву; и он выздоровел» (4 Царств 20:7). Итак, человек, который был смертельно болен, исцелен растительным средством. В Книге Иезекииля 47:12 мы читаем, что исцеление человека идет от плодов и листьев.

В Евангелии от Луки 10:34 написано: «И, подошед, перевязал ему раны, возливая масло и вино». К сожалению, указывая на этот стих, некоторые утверждают, что Библия рекомендует употреблять внутрь для лечения водку с маслом. Я пробовала пить эту смесь, но на душе было неспокойно, в голове постоянно был туман, мой организм находился под воздействием алкоголя. Попив эту смесь несколько дней, я поняла, что это не Божий метод лечения. Ведь в Притчах 23:31-32 мудрый Соломон пишет: «Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно: впоследствии, как змей, оно укусит и ужалит, как аспид».

Некоторые утверждают, что Христос, употреблял и рекомендовал алкогольное вино. Однако эти утверждения совершенно беспочвенны. Во времена Иисуса лучшим считалось не вино с высоким содержанием в нем алкоголя, а свежий неперебродивший сок. Это подтверждается тем, что писатели того времени, такие как Плиний и Плутарх, называют «хорошими» те вина, которые не опьяняют. Поэтому с молитвой размышляя над стихом из Евангелия от Луки 10:34, я поняла, что здесь говорится вовсе не о том, чтобы употреблять для лечения алкоголь. Масло предназначено смазывать раны, а вино, т. е. чистый виноградный сок, употреблять для лечения, очищения организма.

Итак, свой курс лечения я начала сокотерапией. Использовала морковь, свеклу, капусту с добавлением оливкового масла, а также фруктовые соки (яблоки, апельсины) только чистые, натуральные, свежевыжатые, без сахара, специальный сбор трав, воду, голубую глину. Но не морковка и свекла, трава и глина спасли меня, хотя это тоже очень важно, но вера, что Господь может вылечить меня, а также послушание Богу, т. е. поиск правильного метода лечения.

Исцеление верой

Во времена Иисуса многие люди видели чудеса Господа и все-таки страдали от болезней, потому что не верили! Так и в наше время многие люди, видя и слыша, что Господь совершил чудо, исцелил человека от казалось бы неизлечимой болезни, упорно не хотят этому верить, или начинают лечиться методами, которые не согласуются со Словом Божьим.

Но, слава Богу, есть и такие, которые внимают предостережениям и советам, исполняют их и получают исцеление.

За эти три с половиной года, прошедшие с тех пор, как у меня обнаружили рак, я говорила многим больным, советовала принимать это лечение, поверить в Божье обетование, что Господь не желает болезни, что Он поможет им, нужно только верить и слушать Его голос. Одна женщина Галина поверила и стала лечиться по этому методу, по которому лечилась я. Хочу сказать, что состояние этой женщины было очень тяжелое, она уже еле двигалась. Ее оперировали, удалили грудь, она приняла облучение, четыре курса химиотерапии, у нее стали сильно выпадать волосы. Принимать следующий курс химиотерапии она уже не могла, у нее уже не было ни сил, ни желания продолжать эти муки. В это очень тяжелое для нее время мы и встретились. Я рассказала ей, как я лечилась, как Господь помогал искать правильное лечение. Галина все поняла и с верой начала лечиться. Пройдя первый курс лечения, она сдала анализы, результаты были хорошими, через год она поехала в г. Казань в онкоцентр. Пройдя все анализы, снимки, врачи подтвердили, что очаг заражения полностью исчез, рассосались все шишки. Это было чудо! В настоящее время она ходит в церковь и благодарит Бога за Его великую любовь и исцеление, которое Он даровал.

Вы – главное действующее лицо

Главным действующим лицом в сражении с болезнью является сам больной, его воля, его стремление добиться не кратковременного, а полного исцеления путем перехода на естественный, здоровый образ жизни.

Как этого можно добиться, если больному не сказать правды о его болезни и о его состоянии? Тут не стоит лгать ни врачам, ни родственникам. Безнравственно обещать больному непременное исцеление, но рассказать ему о тех перспективах, которые открываются при переходе на естественный здоровый образ жизни, мы должны. Первым шагом по пути к здоровью должно стать исцеление его души. Мужество, надежда, вера, сочувствие, любовь способствуют здоровью и продлевают жизнь. От спокойствия ума и бодрости духа зависит здоровье тела и сила души. «Веселое сердце благотворно, как врачевство», – так говорит Библия.

Никогда наш милосердный Бог не отворачивается от души, которая искренне просит Его о помощи. Он – прибежище как во время болезни, так и в здравии. Как замечательно думать, что Иисусу известны все болезни и печали, которые мы переносим. Он с нами во всех наших скорбях. Господь Бог сочувствует нашей немощи. Он является Великим Врачом. Телесные немощи и болезни могут повергнуть вас в депрессию, но это не может служить доказательством, что Господь не трудится ради вас каждый день Если мы с верой в молитве просим Его простить нас, Он великодушно простит. О благодати и милости Божьей сказано, что ее достаточно для всех болезней и испытаний, с которыми людям приходится бороться. Сила, которую Христос явил, когда жил среди людей, содержится в Его Слове – Библии. Именно Своим Словом Иисус исцелял болезни и изгонял бесов.

Здоровье не покупается в аптеках и не восстанавливается, сидя у телевизора. Здоровье можно восстановить только трудом! Если больной не пожертвует для себя немного времени, немного денег и энергии для выполнения процедур, то он не возвратит своего здоровья. Прежде всего, нужно составить график и железный режим, какие процедуры выполнять и в какие часы. Сначала надо перестроить свои мысли. Если вы раньше думали: «Я не могу, бесполезно, невозможно», – то теперь нужно сконцентрировать свои мысли на: «Я хочу, я желаю перестроиться, я всегда найду 1-2 часа на свое здоровье, я верю в свои силы». И эти положительные мысли постепенно будут стимулировать и направлять на правильные поступки и действия. Очень важно отсеивать ненужные и депрессивные мысли и культивировать мысли бодрости, воодушевления и радости. Читайте Библию, например, псалмы Давида. Ваша душа будет наполняться радостью бытия и надеждой на новую жизнь, потому что Слово Божье оживотворяет нас и воодушевляет на духовные подвиги, оно облагораживает наши души и очищает от ежедневной пустой суеты и похоти плоти. Мужество, надежда, вера, сочувствие, любовь способствуют здоровью и продлевают жизнь. От спокойствия ума и бодрости духа зависит здоровье тела и сила души.
Да благословит вас Бог и поможет вам!

В. Львова

Каждому, кто пожелает лечиться использованным мной методом, могу выслать подробное описание курса лечения. Обращайтесь по адресу: 422907, Татарстан, Алексеевский р-н, село Левашово, Львова Валентина Ивановна.

Дата публикации: 01.06.2012

Сегодня в рамках социального проекта «Онкология» мы предоставляем слово представителю православного духовенства - главе миссионерского отдела Архангельской митрополии и настоятелю Домового храма САФУ, протоиерею Евгению Соколову.

Отец Евгений, с какой точки зрения Русская православная церковь рассматривает такой тяжкий недуг, как онкологическое заболевание?

Любая болезнь имеет тройственное значение. Если мы обратимся к библейской Книге многострадального Иова, то там показан поучительный пример. Бог разрешает дьяволу навести на Иова болезнь с условием сохранения ему жизни. И вот Иов поражен страшным недугом - проказой, однако от Бога он не отступает. И как ему ни тяжело, и как ни уговаривают его близкие принести покаяние, он не хочет каяться притворно. «Я не грешнее вас, но раз Богу угодно, я буду терпеть это испытание», - заявляет праведник. Так вот, болезнь посылается человеку для того, чтобы он показал свою веру в Творца и его промысел. Телесный недуг может быть ниспослан нам в том числе и как кара, если мы ведем непотребный образ жизни. Зачастую люди используют дар жизни для предания пороку, и тогда Бог вразумляет их через подобное наказание. Почему мать наказывает своего ребенка? Правильно, потому что любит. Она не смиряется с тем, что ее чадо лживо, жестоко, эгоистично, и после уговоров она принимает более жесткие меры воздействия на него. Сам Господь говорит: «Кого люблю - того наказываю».

Из вышесказанного можно сделать вывод, что онкологическое заболевание дается человеку для его вразумления, для проверки веры в Бога, как наказание. Есть и еще одна причина - испытание. Порой кому-то из нас нужно пройти испытание данной болезнью, чтобы укрепиться. Это некая проверка, насколько ты духовно силен, насколько плотская составляющая проникла в твою жизнь. Здесь уместна параллель с Великим постом - своего рода ежегодным экзаменом на проверку духовного состояния. Так же и рак является проверкой того, насколько ты готов к смерти и встрече с Богом.

- Как, по вашему мнению, должен вести себя человек, заболевший раком?

Мне сразу вспоминается случай с одним моим высокопоставленным знакомым, которого я так и не смог довести до таинства исповеди и покаяния. Он все обещал прийти, но так и не являлся. Потом он умер - мгновенно, в считаные секунды, не исповедавшись и не покаявшись. Со светской позиции подобная кончина считается благом - дескать, ушел легко и не мучаясь. А вот по православию - это страшная смерть. Перед шагом в вечность лучше пройти через страдания. Онкология - своего рода Божья милость к человеку, когда тот осознает, что его дни сочтены, но при этом располагает достаточным количеством времени, чтобы исправить свои прегрешения. Если же исправить уже не получается, то хотя бы покаяться перед Богом и попросить прощения за все проступки.

Я слышал доклад одного академика, руководителя хосписа, в котором тот поведал следующую историю о двух людях. Один неизлечимо больной - известный режиссер, много раз ставивший смерть на сцене и в кино - убеждал врача, что проблем с ним не будет, так как он уже готов к переходу в Вечность. Просил только об одном - сказать, когда наступит последняя неделя его жизни. И вот она наступила. Тогда он спросил: «А что может отсрочить смерть?». Ему назвали какое-то сверхдорогое лекарство, продававшееся только на Западе. Умирающий призывает жену и говорит ей: «Продай все, но купи мне это лекарство». Но его мольба заключалась не в желании что-либо исправить - просто хотелось элементарно еще немного подышать воздухом. Другой больной - знаменитый бард, тоже безнадежный. Узнав, что ему остается последняя неделя, он собрал друзей и устроил мини-концерт у себя в палате, чтобы успокоить их. «Я никогда так твердо не стоял на ногах, как сейчас, придя к вере в Бога. Я понял смысл жизни и понимаю смысл смерти». И умирал он совершенно спокойно. Вот оно - правильное толкование использования онкологии как Божьего дара. Онкология - это особая болезнь, когда человек осознанно призывается в мир иной. Да, ее можно преодолеть силой веры и силой желания жить, но с конкретным смыслом, а не просто стремлением впустую прожигать время. Именно рак может встряхнуть человека и заставить его подумать об истинном смысле жизни. А смысл заключается в том, чтобы познать волю Божью в отношении себя. Если ты начнешь эту волю выполнять или хотя бы стремиться к этому - Бог продлит твои дни и до ста лет. Но если ты живешь бесцельно, Он вправе забрать тебя к себе, но перед этим из милости подарить тебе болезнь. Дескать, опомнись, встряхнись, и, может быть, в своем последнем земном испытании ты попробуешь выполнить волю Божью.

- Существуют ли в нашей митрополии специальные приходы, работающие с онкологическими больными?

При Свято-Троицком храме Архангельска есть институт сестер милосердия. Среди этих сестер есть те, кто напрямую помогает больным в их страданиях. В областном онкологическом диспансере имеется домовая церковь, освященная в честь Чудотворной иконы Божьей Матери «Всецарица», где отец Вячеслав регулярно проводит литургии и исповеди. Там страждущие всегда могут найти духовную поддержку.

- Как вы считаете, много ли людей, которым поставлен страшный диагноз, приходят к Богу?

Очень много. Во всяком случае попытки есть, правда, далеко не все они удачные. Люди зачастую пытаются вступить в некую сделку со Всевышним. Мол, я начну исповедоваться-причащаться, а Ты меня вылечи. А если исцеления не происходит, то наступает еще большее отторжение. Здесь священнику очень тонко надо показать человеку, что, возможно, он пришел очень поздно. Нельзя мгновенно вылечить насморк, нельзя мгновенно стать умным, нельзя мгновенно выучить иностранный язык. А ты уже настолько духовно измочален и слаб, что тебе просто не поднять ту тяжесть, которую тебе отмерил Бог. Тогда лучше уйти.

Не так давно на всю страну стал известен случай о том, как органы опеки изъяли у больной раком архангелогородки несовершеннолетнего ребенка. Мотивация - пребывание дома несет «непосредственную угрозу жизни и здоровью» мальчика. Как вы прокомментируете эту ситуацию?

Мы потеряли понятие слова «любовь». А любовь - это умение и желание правильно жертвовать собой. Этот мальчик в первую очередь любит мать, для него бытовые условия вторичны. Разрыв с матерью - это всегда трагедия для ребенка. Эти работники органов ювенальной юстиции, которые якобы заботятся о сыне больной женщины, элементарно не умеют любить. Они просто отрабатывают свои оклады и создают видимость активной деятельности. Я был в детских домах, общался с детьми, которых избивали их собственные матери, а они мне говорили, что хотят вернуться к ним, даже таким пьющим и непутевым. А здесь, в детском доме, где вроде бы есть еда, чистая постель и одежда, им плохо. Надо следить за тем, чтобы дети не страдали. Если ребенок сам хочет уйти из неблагополучной семьи, безусловно, его надо забрать. А в рассматриваемой нами ситуации просто верх подлости лишать мальчика любящей его матери и возможности ухаживать за ней.

- Отец Евгений, что бы вы как священник сказали тем, кто сейчас тяжело, а может быть, и неизлечимо болен?

Сегодня мы живем странной жизнью. Мы не можем не признавать, что мир существует по законам. Простая материя подчиняется законам, а происхождение законов - загадка для любого материалиста. Однако мы понимаем, что Бог сотворил мир по таким законам, которые мы просто изучаем. Если мы нарушаем законы, мир разрушается. Есть еще и законы духовные - добра и зла, любви, нравственности. К сожалению, сегодня люди их не знают и поэтому нарушают. А душа-то ведь живая, она болит. Главное для всех онкологических больных - попробовать понять эти законы и сделать так, чтобы жизнь души возвратилась в их рамки. Нельзя жить, не любя Бога. А любовь к Богу проявляется в правильном служении Ему. Многие ли из нас, ложась спать или пробуждаясь, говорят «Господи, спасибо за дар жизни?». Единицы. Желаю всем научиться любить Творца. Нам дана заповедь - «Возлюби Бога и возлюби ближнего». А чтобы возлюбить, надо научиться любить. Душа нам дана именно для этого. Человек, не умеющий этого делать, никогда не будет счастливым, какие бы славные дела он ни совершил.

Константин ТАГАНОВ
По материалам 29.ru

Сегодня Церковь вспоминает великомученика и целителя Пантелеимона. Его верующие часто просят ходатайствовать перед Богом об исцелении. Но есть ли смысл молиться о выздоровлении? Почему мы просим здоровья, если болезни нам посылает Бог? Отвечает священник Сергий Круглов.

Мы в своих молитвах просим здоровья, но ведь Господь знает, зачем нам даются болезни. Ведь ничего не происходит без Его воли…

Вы хотите сказать, что болезни посылаются человеку Богом для чего-то полезного? Более антихристианского представления нельзя и придумать! Бог - Отец, а мы - дети. Можно ли представить, что человек, имеющий детей, будет специально посылать на них страдания, болезни? И это касается простого грешного человека, а уж тем более Бог, Который любит нас до того, что ради нас пошел на крест.
Дело совсем не в этом. Мир устроен очень серьезно, и жизнь очень серьезная вещь, и она отдана людям. Мир отдан людям. Вот построена детская комната, и в нее поселили детей, сказав: «Вы здесь будете жить и сами хозяйничать!» Причем это делается не понарошку - Бог ничего не делает понарошку - это делается всерьез. Человек ответственен за мир, в котором он живет и за жизнь, которой он живет. И когда в результате грехопадения в жизнь вошла смерть и получила в ней какие-то свои права, все стало постепенно разрушаться, появились злоба, ненависть, самые разнообразные греховные страсти, человек стал стареть, уставать, тосковать, скучать, умирать, то есть все то, что мы в общем называем смертью.

Смерть разлита везде в этом мире. Она размешана как противный сахарин в чае - везде! Она сопровождает любого человека - маленького, взрослого, старика. Мир стал достаточно страшным местом. Когда ребенок рождается, он кричит, он, наверное, чувствует, что попал, в какое-то очень страшное, тяжелое место, которое полно опасностей. Жизнь ведь не щадит никого! Это колесо, которое едет и перемалывает человека, его кости…

И самое замечательное, самое прекрасное, самое великое, что Бог настолько нас любит, жалеет, он не может выносить, видя страдания человека. Он, конечно, понимает, что все по воле человека, по вине человека происходит. Он прекрасно понимает, что ребенок обварился кипятком, не послушав маму, сам полез за чайником. Но когда у ребенка ожогов две трети тела, мама же не будет его ругать, что он не слушался, она готова отдать свою кожу, чтобы он перестал мучиться. Она готова пожертвовать собой, чтобы ему перестало быть больно. Так ведь?

Такая логика у Бога. Он Сам пришел в мир, Он стал человеком. Естественно, колесо жизни перемололо и Его, Он попал на крест, Он умер. Но Он - Бог, Он не смог умереть, Он воскрес. И это великий прорыв в оккупации смерти. Я нашел замечательную фразу в недрах Фейсбука: «Сэр, нас окружили! - Отлично! Теперь мы можем атаковать в любом направлении!» Это логика воскресения! Это логика христианства! Появился прорыв, прорыв победить смерть. Прорыв победить зло.

Но Бог не просто это сделал и почил. Нет! Он продолжает участвовать, потому что спасение человека от смерти - это наивысший вид творчества. Переделать человека, преобразить. Происходит синергия - мы вместе с Богом это совершаем. И Бог продолжает во все этом участвовать, Он подставляет руки, Он постоянно нас спасает. Может быть, мы иногда этого не понимаем, не видим, а когда и видим, то забываем. А Он снова и снова идет на крест, снова и снова подставляет Свои руки, оберегая нас от всякого зла.

Бог не посылает нам болезни, болезни посылает нам жизнь, пронизанный злом мир. А Бог делает так, подставляя руки, что эти болезни, во-первых, могут быть исцелены, а во-вторых, они могут какую-то пользу принести.

Логика самой смерти совершенно непонятна. Для нее болезнь предназначена для уничтожения. А Бог делает так, что от болезни польза бывает. Человек, переживший тяжкое страдание, болезнь, укрепляется духом, он может потом помогать тем, кто тоже страдает. Вот что происходит! Сказать, что Бог нам посылает болезни как какое-то благо - неправильно! Бог нам посылает только добро.

- Но Он знает, зачем болезни…

Бессмысленное выражение - «зачем болезни». Болезнь ПОТОМУ ЧТО. Он знает, почему болезнь. Она происходит от зла, от грехопадения, от того, сего. Как всякое зло она бессмысленна. Смысл имеет только то, что Господь сотворил. А зло, болезнь, грех не имеют смысла. Что такое грех? Взяли хорошую вещь, испортили. Ведь под любым грехом растет хорошая вещь: вино испортили - получилось пьянство; любовь между мужчиной и женщиной превратилась в блуд.

Человек предназначен быть здоровым. Это дал Бог - жить вечно. А болезнь смысла не имеет, она должна быть исцелена. Именно поэтому Церковь празднует память святого великомученика Пантелеимона, целителя, и очень многих других врачей. Несмотря на некоторые мракобесные представления, которые иногда бытуют на приходах, что, мол, лечиться - это грех, надо только одной святой водой лечиться, Бог создал врачей и прославляет врачей в лике святых именно за их врачебное дело. Это Косма и Дамиан - святые врачи-бессребреники, святитель Лука Войно-Ясенецкий и многие другие.

- А молитва может исцелить?

Тоже замечательное выражение! Как сама по себе молитва может исцелить? Хотя многие считают, что молитва - это такое заклинание, волшебная фраза, которая сама по себе исцеляет. Это не так.
Слову дана великая сила. Есть целые врачебные области, где словом пользуются как лекарством, как методом лечения. А молитва - это разговор человека и Бога. Это не просто разговор, болтовня… Это взывание, просьба, благодарность, это когда собираются все силы, как из последних сил юноша кричит девушке о любви, или она ему кричит - его забирают в армию, он едет на поезде, высунулся в окно, а девушка ему кричит, - это молитва, потому что там собрано все человеческое существо! Или благодарность. Или просьба - помоги, спаси!

Молитва - это диалог. На свое звание надо услышать ответ. Разумеется, если человек с полнотой своей веры, с полнотой своего существа вот так кричит, взывает, конечно, он не останется неуслышанным. В этом смысле молитва спасительна.

- Но кто-то исцеляется, кто-то нет. У него не такая горячая молитва?

Дело не в этом. Это такой у нас поверхностный признак: если ты такой умный, то почему такой бедный.

Мы видим одну-две-три, иногда пятнадцать сторон жизни человека. Умный человек видит шестнадцать сторон. А их - тысяча сто шестнадцать! Человек - огромная система, которая связана со всем на свете. Поэтому два человека, болеющие одной болезнью и имеющие примерно один уровень воцерковленности, имеют совершенно разные жизни, потому во всем остальном они совершенно разные. Один исцеляется, другой нет, не потому, что один горячо молится, а другой нет, а есть еще много других причин, иногда очень серьезных причин.\

Например, одна из причин - хочет ли человек выздороветь или нет? Очень многие болезни, если копать человека поглубже и все вытаскивать из него за ушко, да на солнышко, происходят от того, что человек желает болеть и исцеления не хочет. Для него болезнь - способ спрятаться от мира. Часто так бывает - на человека навалились какие-то тяжелые, невыносимые обстоятельства - бах! он свалился и заболел! Человек захотел снять с себя ответственность: «Все! Я заболел!» Ему носят чай с малиной, лекарства. Простой пример, когда от перенапряжения человек прячется в болезнь. Многие психические болезни - способ спрятаться от жизни.

Иногда бывает, что человек не хочет исцеляться. Чтобы быть здоровым, ведь надо вести определенный образ жизни, а у человека есть более важная цель, чем быть здоровым. Скажем, алкоголик понимает, что разрушает себя, но говорит: «Какую-нибудь таблетку дайте, чтобы я был здоров, но пить я не брошу!»

И еще слабость молитвы может означать, что человек понимает молитву как некое заклинание, волшебную таблетку. Не как разговор с Богом. Сам Бог ему не нужен, а нужно конкретное сиюминутное здоровье. Примеров много, когда люди ездят по святым местам, и тут же ездят к разным бабкам, знахаркам, экстрасенсам, читают любые молитвы и заклинания вперемешку, потому что считают, что правильно произнесенные слова в правильном порядке сами собой что-то произведут. А сколько псевдонаучных трактатов о пользе молитвы на то, на се, на поросят, на гусят…

- Может, еще страшно молиться и потому, что в конце надо добавить: Пусть будет не так, как я хочу, но как Ты…

Да. Но на самом деле это не так страшно, потому что Господь ничего плохого нам не желает. Никогда! Он нам хочет только добра. Он никогда не желает, чтобы человек страдал.
Но другое дело, мы ведем себя по-детски! Господь говорит: «Чтобы ты был здоров, надо немножко потерпеть и принять лекарство». «Нет, - канючим мы, - пусть я лучше умру, но укол делать не дам!»
«Да будет воля Твоя!» Воля Божия всегда благая.

Тут может быть другой момент. Нам тяжело сказать «Да будет воля Твоя!», потому что знаем, что от нас что-то потребуется. «Да, Моя воля, чтобы ты был здоров. Давай, соблюдай режим, диету, бросай вредные привычки» «Ааа, я это не хочу! Я хочу на елку залезть и ничего себе не исцарапать! Я хочу…»

- Чуда!

Да. Как в старой прибаутке: «Ну ладно! Пить я буду, но курить не брошу!»

Слова «Да будет воля Твоя!» очень трудно произносить. Их легко произносить тому, кто молится поверхностно. А человек, который понимает, что говорит, тому трудно. У кого больше веры, тому всегда труднее.

- А молитва матери со дна моря достанет, это…

Это проявление любви. Любовь - это основа жизни, на ней держится мир. Любовь всегда спасает. Молитва матери - это проявление любви.

Мать в этом случае идет по стопам Христа. Христос готов идти на крест, на смерть, Он все отдает - тело, кровь Свою, все! Мы не просто пользуется плодами того, что Он сделал, мы Им Самим пользуемся. Мы едим Его на каждой литургии. Он все нам отдал!

Так мать себя отдает. Только у земной женщины возможности ограниченны, у Бога больше возможностей. Но она повторяет в своем порыве, в любви, в молитве тот же подвиг, она идет по стопам Христа.

Беседовала Тамара Амелина

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.