9 10 11 пятилетки литература статьи. Одиннадцатая пятилетка

На рубеже 70 - 80-х гг. условия народнохозяйственного развития еще более ухудшились. Неблагоприятная экономическая конъюнктура сложилась и на мировом рынке. Резко упали цены на нефть - важнейший предмет советского экспорта. Задания одиннадцатой пятилетки (1981 - 1985 гг.) не были выполнены ни по одному показателю. Резко сократились капиталовложения в социальную сферу.

В 1971 - 1985 гг. налицо была отрицательная динамика роста по важнейшим экономическим показателям. Темпы роста национального дохода составляли в восьмой пятилетке 41 %, в девятой - 28 %, в десятой - 21 %, в одиннадцатой - 17 %. Рост производительности труда в восьмой пятилетке был равен 37 %, в девятой - 25 %, в десятой - 17 %.

В 60-е гг. - первой половине 80-х возникла глубокая потребность в социально-экономическом обновлении, в выработке новой политики, новых приоритетов. Однако эта потребность не была реализована. В результате все более усиливались деформации в экономической и социальной жизни.

Социально-экономические деформации в сфере управления были прямо связаны с прогрессирующей бюрократизацией. Управленческий аппарат разросся почти до сотни союзных и восьмисот республиканских министерств и ведомств и практически стал диктовать свою волю и хозяйству, и политике.

Руководители высшего и среднего звеньев заняли особое привилегированное положение в системе распределения социальных благ. Номенклатура стала опорой проводимого политического курса.

В 1977 г. была принята Конституция СССР, принятая в 1977 г., в основу которой была положена концепция “развитого социализма”. По Конституции политическую основу государства составляли советы народных депутатов. Ядром политической системы общества “развитого социализма” называлась Коммунистическая партия. Статья шестая Основного закона закрепляла за КПСС роль руководящей и направляющей силы общества.

Однако в реальной жизни авторитет Коммунистической партии падал, в стране росло недовольство, а Генеральный секретарь коллекционировал награды и титулы, получал знаки Маршала Советского Союза и - в мирное время - четыре золотые звезды Героя Советского Союза и высший военный орден “Победы”. Абсолютная власть Генерального секретаря ЦК КПСС лишила его способности к критической самооценке.

Смерть Л.И. Брежнева в 1982 г. привела к власти Ю.В. Андропова, который был избран Генеральным секретарем ЦК КПСС и Председателем Президиума Верховного Совета СССР. Годы его правления (1982 - 1984 гг.) вошли в историю как кампания по наведению порядка и дисциплины. После его кончины в 1984 г. преемником стал К.У. Черненко. Год его пребывания у власти (1984 - 1985 гг.) не принес никаких ощутимых событий ни во внутренней, ни во внешней политике. В 1985 г. Генеральным секретарем после смерти К.У. Черненко стал самый молодой член Политбюро 54-летний М.С. Горбачев.

С приходом к власти М.С. Горбачева закончилась целая эпоха в развитии Советского государства. “Брежневский” период строительства “развитого социализма” ассоциируется с понятием “застоя”. Именно этот термин появился в период перестройки для характеристики предшествующих полутора десятилетий. Однако время “застоя” было в реальности весьма противоречивым, полным контрастов. Говоря о нем нельзя не видеть, с одной стороны, добросовестного труда миллионов советских людей, позволившего создать целые отрасли промышленности, возводить новые предприятия, делать научные открытия, а с другой - снижения темпов экономического роста, стагнации, “остаточного принципа” в социальной сфере, сложной международной обстановки.

В 60 - 80-е г. резко усилилась роль партийно-административной бюрократии, серьезный кризис поразил Коммунистическую партию. Советское государство нуждалось в создании качественно новой политики, в кардинальных экономических, социальных и культурно-идеологических реформах.

План:

Введение

    1 Первая пятилетка 2 Вторая пятилетка 3 Третья пятилетка 4 Четвертая пятилетка 5 Пятая пятилетка 6 Шестая пятилетка 7 Семилетка на 1959-65 8 Восьмая пятилетка 9 Девятая пятилетка 10 Десятая пятилетка 11 Одиннадцатая пятилетка 12 Двенадцатая пятилетка 13 Тринадцатая пятилетка

Примечания
Литература

Введение

Пятилетки - централизованные государственные перспективные планы, унапрямлювалы развитие экономики, техники, науки, образования и культуры в СССР на 5 лет. По Сталина пятилетки имели юридическую силу закона, предпринимались большие усилия и принимались различные принудительные средства, чтобы их выполнять, а ежегодные планы (сначала назывались только "контрольными числами" и только некоторые из них (например, 1931 и 1937) оформлялись как государственные законы. С 1957, наоборот, пятилетки стали называться "контрольными числами", употребляемых только для ориентации и построения ежегодных планов, а обязательными к исполнению планами-законами - стали ежегодные планы. Об общих методах укладки пятилеток см. планирования. Автором концепции пятилетки в 1924 был А. Цюрупа. Пятилетний период планирования взято назад, считалось, что новые предприятия в среднем можно строить по 5 pp. В действительности на строительство крупных заводов потребовалось больше времени и, несмотря на огромные материальные потери и человеческие жертвы, одна из пятилеток точно выполнена не была. По некоторым показателям случались перевыполнение, по многим - недовыполнение, некоторые пятилетки были сорваны или значительно изменены в процессе выполнения. Советская пропаганда вместо утверждала, употребляя синтетические обобщенные индексы, все пятилетки были выполнены и перевыполнены.

1. Первая пятилетка

Первая была назначена на 1года. Директиву о его сборке принял XV съезд ВКП (б) 1927. Это должна быть пятилетка ускоренной индустриализации СССР, вокруг ее содержания шла сначала большая политическая борьба между Сталиным и троцкистами. Только в апреле 1929 XVI конференция ВКП (б) принял окончательный план пятилетки, а еще продолжалась борьба за размещение промышленности; Госплан СССР отстаивал развитие средства Украина Урало-Кузнецкого комбината, а Госплан СССР экономически обосновал целесообразность развития промышленности главное в Украине. 15 мая 1930 ЦК ВКП (б) решил дело в пользу Урала и Кузбасса. Содержание пятилетки было соответственно изменено. Первая пятилетка также не предусматривала принудительно ускоренной коллективизации сельского хозяйства и такого количества экспорта сельскохозяйственной продукции, которая оказалась необходимой для оплаты импорта машин и оборудования в связи с мировым аграрным и финансовым кризисом.

Во время выполнения первой пятилетки, кроме сельского хозяйства, возникла топливный кризис, большая нехватка металлов, кризис на транспорте. Пятилетний план полностью выполнен не был. Однако, было построено около 1 500 новых промышленных предприятий, в том числе около 400 в Украине, машины импортировано преимущественно из-за границы. Кроме Урало-Кузнецкого металлопластиковые угольного комбината, в центральной России развита новую машиностроительную и военную промышленность, а в Украине - Днепрогэс и другие электростанции, тракторное (с конвейера ХТЗ сошел первый трактор), комбайнов и горное машиностроение. Строительство новых заводов вывело Украину на уровень больших индустриальных стран, ее промышленный потенциал в 1940 году в семь раз превышал показагода. Всего, в течение первой пятилетки создалась советская экономическая система в такой форме, в которой она зберегалася до 1991 года.

Выполнение первой пятилетки, что происходило за счет потребления населения, и одновременно сплошная коллективизация вызвали в Украину Голодова катастрофу 1и длительное и резкое снижение жизненного стандарта.

2. Вторая пятилетка

Вторая пятилетка: . Директивы к ее составлению подала XVII конференция ВКП (б) 1932, а утвердил его XVII съезд ВКП (б) 1934. В отличие от первой, вторая пятилетка для СССР была разработана и утверждена в Москве. Госплан СССР лишь опубликовал официальную статью "Направление и ориентировочные лимиты развития народного хозяйства СССР" в журнале "Хозяйство Украины", ч. 3-4, 1932. Ни КП (б), ни правительство СССР этой пятилетки не утверждали. Главными "звеньями" в ней было завершение строительства Урало-Кузнецкого комбината, автомобильной и авиационной промышленности вокруг Москвы, кораблестроения в Ленинграде, стали в строй "Запорожсталь", "Криворожсталь", "Азовсталь" и др.. В Украине натиск ный на развитие угольной и металлургической промышленности, тяжелого машиностроения (ХТЗ, ХПЗ), созданы новые предприятия алюминиевой , химической и военной промышленности. По официальным данным, вся металлургическая промышленность в РСФСР увеличилось в 3 раза, а в СССР только в 2,6 раза. Далее длительный кризис в сельском хозяйстве, на транспорте и в металлургии. Произошел значительный прогресс в подготовке рабочих и технических кадров. Только с 1впервые перестал снижаться и несколько увеличился жизненный стандарт. Вторая пятилетка была вообще выполнена лучше, чем первая, хотя 1937 план был значительно недовыполнен через террор. Во всем СССР было построено около 4 500 новых предприятий, в том числе в Украине - около 1 000.

3. Третья пятилетка

Третья пятилетка: 1938-42. Эту пятилетку как для всего СССР, так и для Украины утвердил XVIII съезд ВКП (б) 1939. Главной задачей третьей пятилетки было провозглашено опережение главных капиталистических стран за продукцией на душу населения. Это задание было не реально. В связи с опасностью войны значительные ресурсы были переключены на модернизацию вооружения и на развитие военной промышленности, главным образом на востоке СССР. В Украине главными "звеньями" пятилетки были угольная промышленность , металлургия, продукция труб, станков, а также самолетов, танков и военного флота. Перед взрывом войны в Украине было построено 600 новых предприятий (во всем СССР - около 3 000). Острой была топливный кризис. Окончание пятилетки прервала война.

Темпы развития промышленности в годы третьей пятилетки не отставали от запланированных. конце декабря 1938 ЦК ВКП (б), СНК СССР вместе с профсоюзами приняли совместное постановление "О мерах по упорядочению трудовой дисциплины, улучшению практики государственного социального страхования и борьбе с злоупотреблениями в этом деле", которым вводилась единая трудовая книжка. В июне 1940 г. Верховный Совет СССР принял указ "О переходе на 8-часовой рабочий день, на 7-дневную рабочую неделю и о запрещении самовольного оставления рабочими и служащими предприятий и учреждений".

4. Четвертая пятилетка

Четвертая П.: 1946-50 была утверждена 1946 специальными законами сессий Верховных советов СССР и РСФСР. Всесоюзная П. ставила акцент на дальнейшем всестороннем развитии вост. районов РСФСР. В Украине главным заданием П. было восстановление разрушенного войной нар. хозяйства. Для этого Украине было выделено 20,7% всех капиталовложений , распределенных между респ. - Наибольший процент за все времена. Было восстановлено более 2 000 пром. предприятий, ряд крупных построен во Львове. Заново создана газовую промышленность. Значительно развито электроэнергетике . Мн. отраслей П. не выполнили. Вследствие военных разрушений и развития вост. районов РСФСР удельный вес экономики Украины в ОССР заметно уменьшилась.

Некоторые пятилетки Украина (официальные показатели)

Площадь - план, Вик. - Выполнение

IV ее. на 1950 | VI П. на 1960 | Семилетка на 1965 | VIII П. в 1970

Площадь | Исп. | Пл | Исп. | Площадь | Исп. | Площадь | Исп.

Электроэнергия, млрд кВт-ч. | 13,7 | 14,7 | 51,2 | 53,9 | 89,0 | 94,6 | 163 | 138

Уголь, млн т | 86,1 | 78,0 | 201,5 | 172,1 | 211 | 194 | 211 | 207

Нефть, млн т | 0,32 | 0,29 | 1,5 | 2,2 | 6,0 | 7,6 | 15,2 | 13,9

Сталь, млн. т | 8,8 | 8.3 |? | 26,1 | 31,5 | 36,9 | 49,0 | 46,6

Тракторы, тыс. шт | 25,0 | 22,6 | 114,6 | 88,0 | 184,8 | 118,3 | 189 | 148

Сахар, млн т | 1,6 | 1,8 | 3,9 | 3,9 | 5,3 | 5,6 | 5,7 | 6,0

Зерно, млн т | 27,8 | 20,4 | 34,4 | 20,8 | 34,4 | 31,6 | 37,5 | 31,9

5. Пятая пятилетка

Пятая П.: 1951-55. Эта П. осуществлялась на основании директив XIX съезда КПСС, одобренных в октябре 1952. Украина как отдельный экон. район в ней вообще не планировалась и не выделялась. Централизация планирования в этой П. достигла наивысшей степени. Еще 1949 было утверждено 10-летний план строительства гидроэлектростанций на 1на Волге и в Сибири), а также план "перестройки природы" - каналов, лесонасаждений и т. д. Корейская война вызвала немалое переключение ресурсов на военный сектор. В течение П. в СССР было введено в действие более 3 000 новых пром. предприятий, в том числе в Украине только около 500. В Украине началось развитие нефтяной промышленности и Львовско-Волынского угольного бассейна. Вступила в строй Каховская ГЭС. Начали расширяться экон. связи между Украиной и соц. странами Вост. Европы. В кон. пятый п. обострилась зерновой кризис. Для его ликвидации было переключено большие ресурсы на освоение целинных земель на Вост.

6. Шестая пятилетка

Шестая П.: 1956-60. Первый вариант этой П. одобрил в начале 1956 XX съезд КПСС, но уже в декабре того года ЦК КПСС утвердил новые "контрольные числа" на П., а с 1957 Верховные советы СССР и УССР начали регулярно одобрять ежегодные планы, как законы. Шестая П. формально продолжалась лишь до 1958, а фактически была сорвана территориальной перестройкой управления и планирования нар. хозяйства СССР. Ежегодные планы были значительно ниже задачи, чем за П. Главной задачей П. для всего СССР был подъем земледелия и животноводства, дальнейшее ускоренное развитие промышленности Сибири и ограничения строительства энергоемких отраслей евр. части Союза. Особенно обращалось внимание на техн. модернизацию экономики. Начато развитие радио-электронной промышленности, вычислительной техники и приборостроения , в том числе и в Украине. Для населения мало приспишено развиваться жилищное строительство. В Украине П. предусматривала частности большое увеличение продукции топлива и энергии, зерна, мяса, молока, сахара и текстиля. До 1958 в Украине было построено 563 больших предприятия, против 2 690 во всем Союзе.

7. Семилетка на 1959-65

Семилетка на 1959-65. Этот план проектируемой, с одной стороны, по новому территориальному принципу, а с другой - задумано как часть 20-летнего плана построения "фундамента коммунизма" (по программе КПСС, одобренной 1961, СССР должен был перегнать Америку по продукции на душу населения 1970). Контрольные числа семилетки утвердили в начале 1959 внеочередные XX съезд КПУ и XXI съезд КПСС. В общ.-союзном плане ведущими должны быть техн. прогресс, развитие хим. промышленности, переход зал. транспорта на тепловозную и электрическую тягу, дальнейшая перестройка промышленности Сибири и ускоренный рост жизненного стандарта населения. Предполагалось, хотя еще медленное, строительство атомной и ракетного оружия , увеличение механизации соль. хоз-ва и экон. помощь несоц. странам. В Украине гол. участками семилетки должны быть: увеличение добычи железных руд, нач. добычи урана, титана и никеля, строительство на Днепре 4 ГЭС, большое увеличение продукции специальных сталей для ракетной, реактивной и электронной техники, освоения хам. продукции органического синтеза, около 2 000 новых видов машин, приборов и инструментов, значительное увеличение добычи нефти и газа, большое увеличение продукции зерна, в частности кукурузы, жилищное и коммунальное строительство. Угольная промышленность в плане была заброшена, а потому что не удалось осуществить запланированную передачу из Сибири электричества, газа и достаточно нефти, в начале 1960-х pp. во всей Евр. части СССР, в Украине и в Вост. Европе возникла острая нехватка топлива. В 1963 Верховный совет СССР офиц. изменила план семилетки. Еще перед тем ЦК КПСС принял приспишено перевооружить армию атомной и ракетным оружием и начать большую программу развития военного флота. Кризис в соль. хозяйстве не была ликвидирована и СССР начал регулярно импортировать пшеницу. Планы жилищного строительства также остались в большой степени недовыполненными. Денежные доходы населения значительно возросли, но реальные - росли медленнее, чем было запланировано, поскольку выросли цены. За семилетку в СССР построено 5 470 крупных пром. предприятий, в том числе в Украине - 899.

8. Восьмая пятилетка

Восьмая П.: 1966-70. Эта П. планировалась снова по старому отраслевому принципу управления экономикой. Директивы для нее приняли XXIII съезда КПУ и КПСС в начале 1966. В связи с тем, что темпы развития всей экономики заметно замедлились, в планирование введены новые методы и показатели эффективности капиталовложений, новой техники, фондоотдачи, прибыли и рентабельности, начато применение математических метод , в частности межотраслевых балансов , но территориальные балансы вновь запущено. Главными задачами П. было провозглашено приспишений развитие науки и техники, модернизацию основных фондов, интенсификацию соль. хозяйства, подъема жизненного стандарта. Немного уменьшена натиск на развитие Сибири, он не оплачивается. Проблемы нехватки топлива и энергии и зерна (в частности для животноводства) остались не решены. К тому возникли новые проблемы местн. нехватки квалифицированной рабочей силы, с одновременным безработицей неквалифицированной рабочей силы (см. Труд), снижением естественного прироста людности и большой миграцией. В Украине восьмой п. гол. внимание обращала на значительный рост продукции топлива и энергии, строительство 8 крупных тепловых электростанций, значительное развитие хим. промышленности, подъем продукции соль. хозяйства. В 1966 был разработан первый укр. территориальный межотраслевой баланс, но в плане он не употреблялся. Восьмая П. целом была выполнена плохо. . Но улучшилась структура топливного баланса Украины, значительно развилась экон. интеграция Украины со странами Вост. Европы за пределами СССР. В 1967 Верховные советы СССР и УССР заметно изменили планы П. в 1, сократив их, поскольку их невозможно было осуществить.

9. Девятая пятилетка

Девятая П.: 1971-75. признала замедление темпов развития уже как неизбежность. Директивы XXIV съезда КПСС, утверждены в начале 1971, больше не требовали ускорения темпов вместо настаивали на общ. интенсификации экономики. Повышенные темпы развития были предусмотрены для отраслей, которые определяют техн. прогресс. Впервые в истории СССР было запланировано, что продукция предметов потребления (группа Б) должна расти несколько быстрее, чем продукция средств производства (группа А). Также впервые была сделана попытка сбалансирования планов поставки оборудования и машин как в денежном, так и в физ. измерении. Несбалансированность этих планов до тех пор приводила к распылению и растяжения ресурсов, инициации строительства и невозможности его своевременно закончить. В территориальном разрезе несколько точнее был определен районирования экономических балансов, но вновь подчеркивалось ускорения развития Западной Сибири, а математическая модель экономики Украины, проработана в 1970, в плане не учитывалась. За П. пром. продукция в РСФСР должна вырасти на 44-47%, а в СССР - на 38-41%. Новыми в П. были попытки "социального планирования" - движения населения и рабочей силы. В Украине П. ставила акцент на ускоренное развитие электроэнергетики, хим., Нефтеперерабатывающей и нефтехим. промышленности и машиностроения. Должны быть построены 8 тепловых, 1 атомная и 2 гидроэлектростанции, начато строительство еще 2 атомов электростанций, 2 нефтеперерабатывающих зав. Малая значительно возрасти текстильная промышленность. На Западной Украине промышленность имела расти быстрее, чем на Вост. Перед сельским хозяйством была поставлена??нереальная задача довести сбор зерна до 40 млн т. Наконец, обратили внимание на острую проблему нехватки воды. Имел строиться канал Днепр - Донбасс и расширяться существующие каналы.

10. Десятая пятилетка

Была посвящена "эффективности и качества", но все же доминировала тяжелая промышленность.

11. Одиннадцатая пятилетка

XXVII с съезд КПСС определил важнейшим общепартийной, общегосударственной задачей на 11-ю пятилетку придать развитию страны еще большего динамизма за счет более эффективного использования производственных фондов , их дальнейшего развития и обновления, внедрения передовых технологий и достижений научно-технического прогресса, особенно в тяжелой промышленности. В легкой, пищевой промышленности , наряду с созданием новых мощностей, активно велось расширение, техническое перевооружение действующих предприятий. Задача XI пятилетки (гг) не были выполнены по одному показателю. В 1970-х - начале 1980-х гг резко сократились инвестиции в социальную сферу. Рост заработной платы велся без учета реальных результатов труда работающих. Из-за финансирования по остаточному принципу "обеспеченность села значительно отставала от города. Это проявлялось в недостаточном обеспечении села медицинскими и дошкольными заведениями, предприятиями бытового обслуживания.

12. Двенадцатая пятилетка

Оказалась бесплодной и, значительно опережая все предыдущие по расточительству ради темпов ускорения, с треском провалилась на полпути. Вплотную к 1988 г. ставилась задача создания планово-рыночной системы, в которой рынок рассматривался как вспомогательная торгово-коммерческая "пристройка" к плановой экономике. Однако из этого ничего не вышло.

В 70-х годах, уже через 25 лет после окончания войны, согласно ежегодному отчету ООН о развитии человечества СССР по уровню жизни (ИРЧП) входит в первую двадцатку самых развитых стран мира (hdr. undp. org), в отличие от 20-летней постсоветской истории стран потомков СССР, уровень жизни в которых сейчас на уровне стран третьего мира (в 1988 г. США - на 17, ГДР - на 19, СССР - на 23, Япония - на 1 (это был очень высокий ИРЧП) - показатель со 130-ти стран) .

Теперь (согласно отчету ООН 2009 г.) - Беларусь - на 68 уровне, Россия - на 71 уровне, Украина - на 85, США - на 13. На 1-м уровне в 2009 г. Норвегия, на 2-м - Австралия, на 4-м - Канада.

13. Тринадцатая пятилетка

1Не была реализована, поскольку в 1991 году СССР распался.

Распад СССР повлек резкое снижение жизненного стандарта, что с 90-х годов в постсоветских государствах неуклонно снижается (см. Human Development Report - ежегодно публикуемый отчет ООН по уровню жизни (ИРЧП) во всех странах мира с 1990 по 2009 гг ).

Констатация ООН падение уровня жизни за годы от СССР в Украине и России и направления преодоления отражены в программе развития ООН.

Примечания

1. Показатели развития человека (1988) - hdr. undp. org/en/media/hdr_1990_en_indicators1.pdf (Англ.)

2. Доклад о развитии человека 2009 (статистический приложение) - hdr. undp. org/en/media/HDR_2009_RU_Indicators. pdf (Рус.)

3. ^ а б Доклад о развитии человека 2009 - hdr. undp. org/en/reports/global/hdr2009/chapters/russian / (Рус.)

4. Доклад о развитии человека 2летие - hdr. undp. org (Англ.)

5. Development & Transition - www. /index. cfm? module=ActiveWeb&page=WebPage&DocumentID=747 (Англ.)

Литература

    Энциклопедия украиноведения . В 10-х т. / Гл. ред. Владимир Кубийович. - Париж; Нью-Йорк: Молодые Жизнь, . Гладков И. От плана ГОЭЛРО к плану шестой пятилетки. М. 1956 Сорокин Г. и др.. Шаги пятилеток. М., 1968; Крашенинников В., Нагирняк П. О разработке первого межотраслевого баланса общественного продукта Украины, ж. Экономика Советской Украины, ч. 6. К. 19Е8; Рудь Н. Рус. Советская Соц. Республика 1, библиографический указатель литературы. К. 1969; Емельянов А., Кушнирский Ф. Динамическая модель развития народного хозяйства республики, ж. Плановой Хозяйство, ч. 11, М., 1970 и ч., 1972; Розенко П. Важнейшие этапы планового развития экономики Украины, ж. Экономика Советской Украины, ч. 2. К. 1971; Holubnychy V. The Soviet Economic System in Ukraine. Ukraine: A Concise Encyclopaedia, T. 2. Торонто 1971; Государственный пятилетних план развития народного хозяйства СССР на 1годы. М. 1972; Bandera V., Melnyk Z. (Eds.) The Soviet Economy in Regional Perspective. Нью-Йорк 1973.

Одиннадцатая пятилетка - пятилетний план развития народного хозяйства СССР и соответствующий ему этап истории страны с 1 января 1981 г. до 31 декабря 1985 года включительно. Последняя из четырёх полных пятилеток т.н. «брежневской эпохи» в истории СССР.

Главная задача пятилетки

Формула главной экономической задачи 11-й пятилетки - «придать развитию страны ещё больший динамизм за счёт более эффективного использования производственных фондов, их дальнейшего развития и обновления, внедрения передовых технологий и достижений научно-технического прогресса, особенно в тяжёлой промышленности » .

Особенности пятилетки

В начале пятилетки первым заместителем был назначен . В октябре 1980 г., незадолго до смерти Косыгина Тихонов принял пост Председателя Совета министров СССР. Тихонов руководил народным хозяйством всю 11-ю пятилетку, до октября 1985 г. За это время сменилось 4 генеральных секретаря ЦК КПСС: , .

Знак ударника XI пятилетки

В лёгкой и пищевой промышленности, наряду с созданием новых мощностей, активно велось расширение, техническое перевооружение действующих предприятий. Общая протяжённость магистральных нефте- и газопроводов и отводов от них достигла соответственно 54 тысяч и 112 тысяч километров. В целом за пятилетку, национальный доход и валовый общественный продукт приросли ещё на 19%.

За 11-ю пятилетку прирост численности промышленных рабочих сократился на две трети и упал до 2,7% (с 30479 тыс. в 1980 до 31302 тыс. в 1985 г. включая учеников). Тем не менее, продолжавшийся рост производительности труда позволил увеличить объёмы промышленной продукции на 20%, а национальный доход на 17%. Зарплата рабочих и служащих выросла при этом на 13%, а оплата колхозников на 29%, составив соответственно 190 и 150 руб. в месяц. Следует отметить, что цены на подавляющее число позиций ассортимента розничной торговли, а также ЖКХ, транспорт и связь вплоть до конца 1980-х годов оставались на уровне 1961–63 гг.

За эту пятилетку реальные доходы на душу населения возросли на 11%, а выплаты и льготы населению из общественных фондов потребления увеличились на 25%. Опережающий рост последних означал, что всё возрастающая доля вновь созданной стоимости распределялась не « », а «по потребностям», то есть вне прямой зависимости от количества и качества трудовых затрат, привнесённых конкретным человеком в формирование массы потребляемых благ. Таким образом, идея преодоления на пути к коммунизму не была снята с повестки дня. Однако вместо немедленной их отмены в приказном порядке (чем в годы военного коммунизма особенно активно занимался

Знак

Знак "Ударник 11 пятилетки" учрежден постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР, ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ от 26.03.1981 N304 "О Всесоюзном социалистическом соревновании за успешное выполнение и перевыполнение заданий одиннадцатой пятилетки".

Положение о Знаке "Ударник 11 пятилетки" утверждено Постановлением Президиума ВЦСПС N П-8, Госкомтруда СССР N 289 от 25.09.1981 "Об утверждении Положения о едином общесоюзном знаке "Ударник одиннадцатой пятилетки "

Знак "Ударник 11 пятилетки" вручался по итогам 11 пятилетки (1981-1985 гг.) идентичен знаку ударник 10 пятилетки.

Знак изготавливался из алюминия, имеет овальную форму, по краям окаймлен лавровыми и дубовыми листьями. Внизу по бокам колосья пшеницы. В центре развернутое красное знамя с надписью "ударник 11 пятилетки", внизу знака красная лента с надписью "СССР" между знаменем и лентой серп и молот, вверху красная звезда.

Знак крепится при помощи булавки. Вместе со знаком вручалось соответствующее удостоверение в котором указано ФИО награжденного и название организации чьим постановлением награжден ударник.

Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР, ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ от 26.03.1981 N304 "О Всесоюзном социалистическом соревновании за успешное выполнение и перевыполнение заданий одиннадцатой пятилетки"

Извлечение:

"..8. Учредить Памятный знак ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ "За высокую эффективность и качество работы в одиннадцатой пятилетке" для награждения коллективов предприятий, объединений, строек, колхозов, совхозов, научно-исследовательских и других организаций и учреждений, высших учебных заведений. Памятным знаком награждать коллективы, добившиеся высокого качества работы и наилучших показателей в выполнении заданий одиннадцатого пятилетнего плана, неоднократно удостоенные по годовым итогам Всесоюзного социалистического соревнования переходящих Красных знамен ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ.

Для награждения победителей во Всесоюзном социалистическом соревновании установить количество переходящих Красных знамен ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ и Памятных знаков согласно приложению (не приводится).

Для награждения рабочих, колхозников, инженерно-технических работников, специалистов и служащих учредить единый общесоюзный знак "Ударник одиннадцатой пятилетки" с вручением памятного подарка за достижение высоких показателей в повышении эффективности и качества работы, досрочное выполнение заданий и социалистических обязательств..."

На 11-ю пятилетку общегосударственной была задача придать развитию страны еще больший динамизм за счет более эффективного использования производственных фондов, их дальнейшего развития и обновления, внедрения передовых технологий и достижений научно-технического прогресса, особенно в тяжелой промышленности. В легкой, пищевой промышленности, наряду с созданием новых мощностей, активно велось расширение, техническое перевооружение действующих предприятий. Общая протяженность магистральных нефте- и газопроводов и отводов от них достигла соответственно 54 тысяч и 112 тысяч километров. В целом за пятилетку, национальный доход и общественный валовой продукт приросли еще на 19 процентов. Реальные доходы на душу населения, выплаты и льготы населению из общественных фондов потребления увеличились соответственно на 11 и 25 процентов.

Знак "Ударник 11 пятилетки" СССР входит в перечень ведомственных знаков отличия в труде , дающих право на присвоение звания «Ветеран труда».


Введение

Глава 1.

Глава 2.

Заключение

Литература

Приложение

Введение


Моя работа посвящена пятилетним планам развития народного хозяйства СССР или проще говоря пятилеткам. Начало не самое интересное для реферата, но постойте, может я смогу привлечь ваше внимание к этой теме. Что мы знаем об СССР и его становлении? Это государство начавшее свое существование в 1922 году и прекратившее его в 1991. Началом становления СССР была революция 1917 года, повлекшая за собой смену власти. Радикальный переход от российской абсолютной монархии к временному правительству и затем к Коммунистической партии Советского Союза. Актуальность работы заключается в том, что СССР пятилетки повлияли не только на экономическое, но и на социально-общественную сферы, и это влияние я и буду рассматривать. Данный период нашей страны представляет собой огромное поле для изучения. Не зря сотни российских и зарубежных историков по сей день выпускают книги, описывающие то время, привнося свои суждения в них. Одной из таких книг стала В.М. Симчера "Развитие экономики России за 100 лет". Именно из нее я взяла статистические данные за время проведения пятилеток. Так же за дополнительной информацией я обратилась к учебному пособию "История мировой экономики". И еще одним незаменимым источником информации для меня стал сайт #"justify">пятилетка советский союз экономический

Глава 1


Прежде всего нужно разобраться, что такое пятилетки. Пятилетки - это пятилетний план экономического и социального развития СССР - главная форма планирования развития народного хозяйства, совершенствования экономических и социальных отношений в стране, основа организации хозяйственной деятельности министерств и ведомств, всех звеньев управления.

Так же стоит заметить, что при разработке пятилетнего плана обеспечивается его соответствие с требованиями объективных экономических законов социализма: эти законы основываются на современных достижениях и перспективах развития науки и техники с учетом потребностей общественности и возможностей их удовлетворения. Пятилетние планы были утверждены в 1928 году. В пятилетках определяются следующие задачи: определение темпа роста производства, внедрение новейших технологий в народное хозяйство, развитие концентрации, расширение кооперированного производства, рациональное размещение производственных сил, развитие зарубежных экономических связей, мероприятия по повышению материального благосостояния и культурного уровня народа и решению имеющихся социальных проблем, а также действий по совершенствованию планирования и хозяйствования.

Одними из важнейших требований к содержанию пятилетки относятся: повышение эффективности общественного производства за счет ускорения темпов роста технического прогресса, также финансовых и трудовых ресурсов; снижения себестоимости продукции; роста производительности труда; повышение производственных мощностей; сокращение затрат на сырье и топливо; сокращение материалов на единицу продукции; повышение качества продукции и услуг и др. особенностей.

Цели и задачи пятилеток расписаны в годовых народно-хозяйственных планах с учетом экономического положения в стране, изменений потребностей общества, финансовых и материальных ресурсах. Пятилетний срок оказался оптимальным для среднесрочных поставленных планов, хотя некоторые пятилетки были выполнены раньше срока. Это объясняется сильной сплоченностью народа, желающего трудиться на благо своей страны. Добиться такого эффекта помогло проведение форсированной индустриализации и коллективизации. Установление тоталитарного режима. Подавление свободомыслия и инакомыслия.

Пятилетние планы разрабатывались в два этапа. Первый этап включает в себя разработку и прогнозирование основных направлений в развитии народного хозяйства на пять лет вперед. Задача состоит в том, чтобы выявить проблемы, с которыми можно столкнуться при реализации плана и исключить их еще до его реализации. В прогнозировании участвуют научные и технические учреждения, которые следят за такими показателями как рост населения, рост трудовых ресурсов, запасы полезных ископаемых. Предложения к проекту готовят союзные республики, производственные объединения, министерства, а также местные советские органы. Их предложения и составленные прогнозы по выполнению пятилетнего плана являют собой основу для разработки Государственным плановым комитетом Совета Министров СССР проекта основных направлений развития народного хозяйства СССР. Все полученные ранее данные вносятся в проект Директив съезда КПСС. Далее проект Директив рассматривается ЦК КПСС и выносится на обсуждение, после чего его результаты будут рассматривать на следующем съезде КПСС. Директивы являются программой, которая поможет осуществить экономическую политику партии, решить социально-экономические и научно-технические проблемы за пять лет.

Второй этап заключается в том, чтобы распределить поставленные цели по времени их выполнения и разделить их между союзными республиками. Задания между министерствами и союзными республиками распределяет Госплан СССР. Он же и предоставляет сбалансированный пятилетний план правительству СССР. Далее проект находится в руках Советов Министров СССР, и уже они вносят изменения и поправки в пятилетний план, после чего отправляют его в Верховный Совет СССР, откуда уже план вступает в силу. Далее задачи проекта доводятся до исполнителей.

Подведем итоги первой главы. Пятилетка - это сложноорганизованный проект направленный на улучшение социальной, экономической, технической, промышленной, а так же других сферах в СССР. От начала проекта и до стадии реализации пятилетний план постоянно проходит проверки различными ведомствами, отвечающими за успешное выполнение плана. Пятилетний план воплощает в себе экономическую и социальную политику КПСС.

В следующей главе я представлю на подробное рассмотрение каждый пятилетний план. Отвечу на главный вопрос: "Чего удалось достичь СССР за годы пятилеток?". А также подробно представлю отчет о поставленных мною задачах.


Глава 2


Эту главу я начну с описания каждой пятилетки. Большее внимание я уделю первой, второй и третьей пятилетки, так как именно по моему мнению они являются основополагающими дальнейшему экономическому развитию. Именно года с 1929 по 1941 г. были одними из самых сложных в истории СССР. Это не только проблемы в хозяйственной сфере, но и проблемы в социальной.

Хотя некоторые пятилетние планы и были выполнены раньше срока, не все задуманное КПСС смогло воплотить в жизнь. Сейчас и рассмотрим, что удалось добиться в первой пятилетке.

Первая пятилетка (1928-1932 гг.)


Задачи которые были поставлены в первой пятилетки заключались в повышение роста промышленной продукции на 136%, производительности труда на 110%, снижение себестоимости продукции на 35%. Также в завершение таких построек как Днепрогэс и Турксиб к 1930 г. Было решено построить свыше 1200 заводов (по словам одного из делегатов V съезда Советов, при утверждении этих планов создавалось впечатление, что Рыков сидит на огромном сундуке с деньгами и раздает заводы всем, кто пожелает). Преимущество отдавалось тяжелой промышленности, именно в нее вложили 78% бюджета. Несмотря на чрезмерное повышение производительности продукции, на шестнадцатом съезде партии было принято выполнить задуманное в четыре, а не пять лет. Следовало ожидать, что не всем планам было дано осуществиться. К 1930 году было заморожено строительство сотни объектов. Не хватало сырья, технического оборудования и рабочей силы. Из-за нехватки ресурсов было решено передать их распределение в руки административных структур. Именно они решали, какое предприятие и в какой очередности получит необходимые им материалы. Конечно, это привело к упадку многих предприятий, которые стояли в конце списка, так как не были задействованы главным образом в пятилетнем плане. Предприятия, которые первыми получали все им необходимое, такие как: металлургический комбинат в Кузнецке и Магнитогорске, тракторные заводы в Харькове и Челябинске и тд., являли собой пример всей стране в производстве.

Система приоритетов сработала, но она не была выходом в сложившейся ситуации, скорее это была полумера, которая не дала развалиться экономике СССР в начале 30-ых г. двадцатого века. Еще одной проблемой являлся недобор квалифицированных кадров. Эту проблему себе создала сама партия. С 1928 по 1931 гг. была развернута кампания против "буржуазных специалистов". Такое решение было принято, чтобы укрепить власть своей партии в стране, так как почти 80% высшего руководства занимали свои посты еще при старой власти. В общей сложности за это время было "зачищено" около 300 тыс. рабочих. И это 300 тыс. квалифицированных рабочих. Власть на предприятия стала принадлежать главному директору (обязательно члену партии), и образование "таких" директоров обычно не превышало и начального. На ответственные посты выдвигались рабочие-коммунисты.

Добавим ко всему этому массовые аресты устроенные из-за "саботажа на рабочих местах". Если предприятие не выполняло план, то ответственность ложилась не только на главу предприятия, но и на всех его работников. Из этого я делаю вывод, что на предприятиях создавалась атмосфера страха и гнета.

Что же можно вынести положительного из первой пятилетки? А то что не смотря на потерю квалифицированных кадров, правительство партии создало учреждения по повышению квалификации рабочих. Так с 1928 по 1932 гг. число обучающихся на рабочих факультетах увеличилось с 50 тыс. до 285 тыс. Примерно 660 тыс. рабочих-коммунистов "отошли от станка" и заняли более высокие должности или же ушли на курсы повышения квалификации. КПСС обещала продвижение по службе тем рабочим-коммунистам, которые получат соответствующее образование, тем самым набирая более квалифицированных рабочих. Таким образом, кампания по выдвижению новых рабочих на ответственные посты, состоящих в коммунистической партии, прошла успешно. Ввиду этого изменилось лицо рабочего класса. Также исчезла безработица в рабочем классе. На промышленных и строительных предприятия число рабочих выросло с 3,7 млн. до 8,5 млн.

В 1930 г. началась массовая миграция крестьян в города на предприятия, которая повлекла за собой новые проблемы. В общих чертах это понижение производительности труда, из-за новых неквалифицированных рабочих.

Увеличение текучести кадров, погромы, производственный травматизм - все это влекло к бракованной продукции, в следствии чего к невыполнению пятилетнего плана.

Но вовремя принятые меры смогли урегулировать проблему. Вновь были призваны специалисты старой школы. На предприятиях были введены внутренние паспорта, для сокращения текучести кадров и неявки на рабочее место и сдельная зарплата. Ужесточились меры наказания за прогулы. Это не весь список мер, которые вели к новому общественному строю для поднятия экономики государства. Как и было задумано пятилетний план был выполнен за 4 года и 3 месяца.

На мой взгляд, не смотря на столь переменное экономическое положение в стране, первый пятилетний план смог добиться некоторых успехов, хоть и не тех, что были поставлены. В таблице указаны запланированные показатели до поправки, которая их увеличила в разы. (см. табл. №1.)


Таблица №1.

Показатели в натуральных выраженияхЗапланировано (по оптимальному варианту) Фактически достигнуто в1932 годуЭлектроэнергия, млрд. квт. ч. 2213,2Уголь, млн. т7564,0Нефть, млн. т. 2221,4Чугун, млн. т106,2Минеральные удобрения, млн. т80,3Сталь, млн. т10,45,9Автомобили, тыс. шт10023,9Трактора, тыс. шт5548,9Комбайны, тыс. шт4010Хлопчатобумажных тканей, млн. м47002694Шерстяных тканей, млн. м27088,7Сахарного песка, тыс. т2600828Объем промышленной продукции2,8 раз2,8 раз

Плановый среднегодовой темп прироста на 1928 - 1932 гг. фактический составил 11,9, что в итоге составляет 41% выполнения плановых заданий.

Стоит заметить еще три фактора:

Производству товаров легкой промышленности не уделялось столько внимания и план был выполнен только на 70%.

Объем капиталовложений в промышленность по отношению к валовому национальному продукту за пять лет увеличился в 3,5 раза. Правда, в ущерб уровню жизни народа.

Также целью стояло увеличение производительности труда на 110%, но этот показатель не сдвинулся (по некоторым данным даже упал на 8%).

Рассмотрев первый пятилетний план, я перейду ко второму.


Вторая пятилетка (1933-1937 гг.)


По окончанию первой пятилетки был уже скорректирован новый пятилетний план. Научившись на горьком опыте предыдущей пятилетки, в новом проекте не стали чрезмерно завышать планку по индустриализации страны. Правда новые показатели были выше предыдущих, но считалось, что после относительно удачной первой пятилетки, этот план удастся реализовать, так как он оказался более сбалансированным. Еще одним отличием от первой пятилетки являлось увеличение бюджета на легкую промышленность, это составило18,5% и 14,5% прироста в год. Основной упор был сделан на повышение уровня жизни за счет увеличения заработной платы и понижению на 35% розничной цены. Предполагалось поднять уровень потребления среди населения в два, три раза.

Были разработаны новые методы по индустриализации в стране. Тяжелая промышленность перешла на работу без дотаций, основываясь на примере Макеевского металлургического завода. В 1936 г. был расширен опыт экономического урегулирования. Народным комиссарам были разрешено распоряжаться средствами промышленного предприятия, также иметь счет в Государственном Банке, заниматься сбытом продукции. Но новая политика не означала легализацию частного капитала.

На промышленном производстве вводится отдельная оплата труда, где зарплата зависит от производительности. Это новая система по стимулированию рабочего класса, заставляла повышать свою квалификацию людей занятых на предприятии. Становится престижным быть специалистом в своей сфере. Главным мотивом является "догнать и перегнать развитые страны, чтобы доказать, что советский рабочий ничем не уступает рабочим других стран". Уже в 1935 г. был заметен результат такой политики, выражавшийся в росте производительности труда.

Без внимания и не остался рубль, была проведена политика по его укреплению. С первого января 1935 г. вышли из употребления карточки для хлеба, за ними первого октября того же года последовали карточки на мясо, жиры, сахарный песок и картофель. В январе 1936 была отменена система карточного распределения.

В это же время зарождается стахановское движение, заключающееся в узком распределение труда, когда каждый рабочий специализируется только на своей работе. Такое распределение в разы повышало качество и скорость выполнения плана. Стимулирование стахановцев было не только моральным, но и денежным, благодаря этому их число неустанно росло. Появляются "стахановсие школы", в которых более опытные рабочие передают свои знания менее опытным. Это еще один фактор повышения производительности труда.

К сожалению и вторая пятилетка не обошлась без своих минусов. Все еще использовался принудительный труд. После первой пятилетки количество заключенных только увеличилось и на конец второй пятилетки их число составляло 1 668 200 человек. Так же использовался труд спецпереселенцев. Такой труд можно было назвать почти что бесплатным. Стимулом для таких "рабочих" служило досрочное освобождение, материальное вознаграждение, медали и ордена. На мой взгляд именно такой труд и сыграл не последнюю роль в становление индустриализации. Свыше двух миллионов рабочих, которые работают, можно сказать, на одном только стимуле. Именно с их помощью были построены канал Москва - Волга, Магнитки и Беломорско-Балтийский канал. Конечно же результатом такого труда была высокая смертность.

Теперь обратимся к статистическим данным (таблица №3) см. приложение.

Из нее мы видим какой скачок был сделан за годы второй пятилетки по сравнению с окончанием первой.


Таблица №4.

ПятилеткаПлановый среднегодовой темп приростаСреднегодовой фактический темп прироста% выполнения плановых заданийВторая пятилетка20,914,670

Процент выполнения плановых заданий по сравнению с предыдущей пятилеткой увеличился на 29%. Как и в первой, так и во второй пятилетки не удалось добиться планового среднегодового темпа прироста, но все же удалось заметно его повысить.


Таблица №5

Оценка второго пятилетия

ПоказательРеализация плана по сравнению с 1932 г. Производительность трудаВыросла на 55%Строительная программаУпала на 4,1 %Объем капитального строительстваВозрос в 2,5 разаМашиностроение_____Электростроительство Прирост 1986 тыс. кВт. Каменноугольная промышленностьВыросла в 1,5 разаЧерная металлургияВозросла в 1,5 раза, против 2,3Пищевая промышленностьВыросла в 2,3 раза

Наблюдая за ростом показателей можно с точностью сказать, что экономическая политика СССР была на верном пути. Второй пятилетний план не повторил ошибок первого, но создал себе другие проблемы. Такие как снижение уровня жизни в колхозах, снижение темпов роста сельского хозяйства, многочасовые очереди за продовольствием и "блат". Но если закрыть глаза на все эти минусы, СССР создала мощный военно-промышленный комплекс. Вышла на первое место в Европе по объему продукции.

Теперь рассмотрим третью пятилетку.

Третья пятилетка (1938-1941 гг.)


Это последняя пятилетка о которой я расскажу более подробно, в дальнейших я приведу сухую статистику и на ее основание сделаю вывод за период с 1946 по 1991.

Начнем с того, что начало пятилетки выпало на начало Второй Мировой. На оборону пришлось выделить четвертую часть гос. бюджета. В 1940 г. ассигнования увеличили до 1/3, а в 1941 г. почти что до половины бюджета страны. Среднегодовые темпы роста военного производства по официальным данным составляли 39%. Выпуск танков был увеличен в два раза. Даже невоенные предприятия получали заказы на военную технику. Основным географическим положением новых заводов стал Урал, Сибирь и Средняя Азия.

Задача третьей пятилетки заключалась в том, чтобы догнать развитые страны по производству промышленной продукции на душу населения. Главным показателем стало качество, а не количество. Развивалась химическая промышленность и делались первые шаги в автоматизации производства. Всего за 3 года объем производства вырос на 34%, цифра близкая к выполнению пятилетнего плана, но недостаточная.

Новая проблема, которая застала врасплох, это нехватка квалифицированных кадров, потребность которых выросла по сравнению со второй пятилеткой. Так 2 октября 1940 г. была создана система по подготовке государственных трудовых резервов. Работников высшей и средней квалификации все так же учили институты и техникумы.

Образование стало более доступным. К 1940 г. число учебных заведений составляло 4600. Так же возросло число других культурных учреждений. Повысился уровень здравоохранения. По моему мнению все эти достижения перечеркивал голод, жилищный кризис и снижение покупательной способности. Заработная плата росла, но росла вместе с ценами. Несмотря на промышленный скачок, общество кормилось хуже, чем в 1913 г.

На 1940 г. число рабочих выросло до 23-24 млн. человек.

На начало зимы 1941 г. валовая продукция промышленности понизилась в 2,1 раза. Такой резкий скачок связан с оккупацией СССР немецкими войсками.

Третьему пятилетнему плану было суждено прерваться из-за войны. Рассмотрев третью пятилетку я делаю вывод, что правительство СССР хоть и строило планы на 5 лет вперед, но не заглядывало в будущее. В третьем пятилетнем плане возникла та же проблема с нехваткой квалифицированных кадров, что и в первом. Но также стоит заметит, что размещение новых промышленных заводов как можно дальше от линии фронта, сыграло важную роль во Второй Мировой войне. Даже после войны эти заводы продолжали функционировать и развиваться. И именно на них осваивалось производство новой военной техники.

Настало время перейти к остальным пятилетним планам. Вывод по каждому из них я представлю в заключение.


Четвертая пятилетка (1946-1950 гг.)


К 1948 г. уровень промышленного производства удалось приблизить к довоенному. Вновь построили и восстановили более 6200 крупных промышленных предприятий. 1946 г. 25 декабря построен первый в СССР ядерный реактор.

В 1948 году построено здание первого атомного промышленного реактора "А" комбината №817 и 18 июня того же года запущен реактор "А". Успешное испытание первой советской атомной бомбы было проведено 29 августа 1949 года на построенном полигоне <#"center">Пятая пятилетка (1951-1955 гг.)


Задача - восстановление народного хозяйства. В СССР построено свыше 3000 крупных промышленных предприятий. Национальный доход вырос на 71%, объем продукции на 85%, объем продукции сельского хозяйства на 21%, капиталовложения в 1,9 раз.

Увеличился рост добычи угля. В Омске построен нефтеперерабатывающий комбинат. В 1952 г. открыт Волго-Донской судоходный канал. Построен крупнейший в мире газопровод Ставрополь - Москва. В оборот введено около 13 млн. гектаров новой земли.

Шестая пятилетка (1956-1960 гг.)


Главной задачей шестой пятилетки, как и пятой, являлся подъем народного хозяйства. Заработали еще 2400 крупных предприятия. Рост национального дохода вырос в 0,5 раза, валовая продукция промышленности выросла на 64%, валовая продукция сельского хозяйства на 32%. В космос был запущен первый в мире искусственный спутник 4 октября 1957 г. Начал свою работу крупнейший в Европе комбинат в Иваново. Построены Горьковская, Иркутская, Волжская, Куйбышевская гидроэлектростанции. Получение ракетно-ядерного щита.

Таблица №7, №8 (см. приложение)


Семилетка (1959-1965 гг.), восьмая пятилетка (1966-1970 гг.), девятая пятилетка (1971-1975)


Я объединила один семилетний план и два пятилетних, так как приоритетной задачей оставалось развитие народного хозяйства. Сопоставление показателей трех планов показаны в таблице №9.


Таблица №9 Сопоставление показателей развития народного хозяйства в 9-й пятилетке (1971-1975) с показателями 7-й и 8-й пятилеток

Нац. доход, использованный на потребление и накоплениеОбщий объем за 9-ю пятилетку, млрд. руб. Общий объем за 9-ю пятилетку к общему объему, %7-й пятилетки (1959-1965) 8-й пятилетки (1966-1970) Нац. доход, использованный на потребление и накопление1563186134Продукция промышленности2308218145Продукция сельского хозяйства455137113Объём капиталовложений502203142Ввод в действие основных фондов469202144Розничный товарооборот933206140Выплаты и льготы, полученные населением из обществ. фондов потребления (в фактических ценах) 393225143Денежные доходы населения (в фактических ценах) 1178213142

Десятая пятилетка (1976-1980 гг.)


Национальный доход вырос на 24%, объем валовой продукции промышленности на 43%, объем валовой продукции сельского хозяйства на 10%. В другом источнике эти показатели занижены - национальный доход увеличился 21%, объем валовой продукции промышленности на 24%, объем валовой продукции сельского хозяйства на 9%. Такая разбросанность в данных обусловливается тем, что после невыполнения плана первых пятилеток, данные по ним не публиковались.


Одиннадцатая пятилетка (1976-1980 гг.)


Национальный доход вырос на 16,5%, объем валовой продукции промышленности на 20%, объем валовой продукции сельского хозяйства на 11%. Жилье было предоставлено почти 50 млн. человек.


Двенадцатая пятилетка (1986-1990 гг.)


Хотя на начало пятилетки и построено свыше 400 крупных предприятий и начато строительство 36,0 тыс новых, все же намечается спад строительного производства в стране. Уменьшился объем жилищного строительства, росли удельные затраты, понижалась эффективность, отрасль погружалась в системный кризис.

Заключение


Рассмотрев задачи в основной части, я перейду сразу к цели моего реферата - выявление положительных, а также отрицательных сторон данного процесса. Положительной стороной пятилетних планов я считаю тот огромный скачок в экономике, который был совершен за относительно короткий период времени. Мне сложно представить, что было бы не разверни СССР политику по ядерному вооружению вовремя. Благодаря промышленному и техническому подъему стал возможен запуск первого в мире спутника. Еще одним плюсом является рост знаний с 92,1 млн. человек (всего 151. 6 млн. на 1928 г.) до 287,4 млн. чел. (всего 288,0 млн. на 1990 г.). Отрицательные стороны - это сталинские репрессии. Несмотря на то, что это политическая сфера нежели экономическая, но в сталинских пятилетках этот фактор имел огромное влияние. На мой взгляд именно эти репрессии не дали СССР развиваться дальше. Сколько было потеряно ценных кадров из-за них, и это не только квалифицированные рабочие, но и профессора, доктора наука и т.д. Если бы отношение к людям в не партии было таким же как и к состоящим в ней, думаю, можно было бы избежать такого количества депортации и эмиграции "буржуазного" образованного населения, столь важного для развития страны. Из истории пятилеток я вынесла для себя то, что нужно смотреть на несколько ходов вперед. Рекомендацией будет вывод, что для одной и той же проблемы нужно сразу искать несколько альтернативных решений, так как в будущем она может повториться и полумеры не помогут с ней справиться.

В заключение своей работы мне хотелось бы отметить, что период СССР пятилеток является одним из интереснейших периодов в истории России, не только с экономической, но и социальной точки зрения.

Литература


1.Кузакова О.А., Бобко Е.И. История мировой экономики: Учеб. Пособие. - СПб.: СПбГИЭУ, 2011.

2.Симчера В.М. Развитие экономики России за 100 лет: 1900-2000. Исторические ряды, вековые тренды, периодические циклы. - М.: Экономика, 2007.

.Николя Верт, История Советского Государства, 1900-1991

4.<#"center">Приложение


Таблица №3

Производство отдельных видов машин и оборудования

Оборудование1932 г. 1937 г. 1937 г., % к 1932 г. Металлорежущие станки, тыс. шт. 19,748,5246,2Кузнечно-прессовые машины, шт. 11253125277,8Металлургическое оборудование, тыс. т6,918,4266,7Врубовые машины, шт. 298572191,9Нефтеаппаратура, тыс. т1,95,3278,9Турбины паровые и газовые, тыс. квт239,01068,0226,9Турбины гидравлические, тыс. квт59,588,3148,4Котлы паровые, тыс. м²163,3268,2164,2Дизели, тыс. л. с. 95,8259,7271,1Электродвигатели свыше 100 квт, тыс. квт300,0612,0204,0Электродвигатели до 100 квт, тыс. квт1358,01221,089,9Паровозы магистральные, усл. ед. 8281528191,1Автомобили, тыс. шт. 23,9199,9836,4Тракторы в переводе на 15-сильные, тыс. шт. 50,866,%130,9Комбайны зерновые, тыс. шт. 10,043,9439,0Экскаваторы, шт. 85522614,1Пищевое машиностроение, млн. руб. 26,685,0319,5


Таблица №7

Объем капитальных вложений в народное хозяйство СССР в 1946 - 1958 гг.

Всего В том числе в млн. руб. млн. рубудельный вес в %четвертая пятилетка (1946-1955гг.) пятая пятилетка (1951-1955гг.) шестая пятилетка (1956-1958гг.) Государственные и кооперативные предприятия и организации В том числе: промышленность из них: группа А строительная индустрия сельское хозяйство (без колхозов) транспорт и связь жилые дома, объекты просвещения, здравоохранения и пр. Колхозы Население на строительство жилых домов и квартир. 163 399 74 311 65 234 5 775 15 553 18479 49 281 17 188 15 389 100 45,5 39,9 3,5 9,5 11,3 30,2 34 096 15 707 13 651 1 108 2495 4 976 9 810 3 150 3 915 65 731 31 394 28 098 2 260 6359 7 050 18 668 6 727 5 251 63 572 27 210 23 485 2 407 6699 6 453 20 803 7 311 6 223

Таблица №8

Ввод в действие основных фондов народного хозяйства в СССР, производственных мощностей и объектов в 1946-1958 гг.

Единица измерения Всего за период 1946-1958 гг. В том числе 1 том числе Четвертая пятилетка (1946-1950 гг.) Пятая пятилетка (1951-1955 гг.) Шестая пятилетка (1956-1958 гг.) Крупные промышленные предприятия. Основные фонды государственных и кооперативных предприятий и организаций Производственные мощности: по чугуну стали каменному углю электростанциям Новые железные дороги Электрифицировано железных дорог Жилые дома: государственные и кооперативные… построенные населением за свой счет и с помощью государственного кредита Школы и школы-интернаты Детские сады и ясли Больницы и поликлиники Санатории и дома отдыха Количество предприятий млрд. руб. млн. т/год млн. кВт тыс. км млн. общей площади то же тыс. уч. мест тыс. мест тыс. коек "12 090 146,2 27,9 23,5 311,4 42,4 7 7,3 300,1 118,7 4545 966,7 226,9 211,16200 29,7 8,9 8,9 107,3 8,4 2,3 1 72,4 30,4 1181 101,8 63,5 142,23200 57,7 10,3 8,9 116,1 17,6 3,1 2,2 113 38,8 1912 416,5 77,3 48,62690 58,8 8,7 5,7 88 16,4 1,6 4,1 114,7 49,5 1452 448,4 86,1 20,3

Таблица №10

Так развивался СССР

Годы1940194519671990Населения (млн. чел.) 191170236290Электроэнергия (млрд. кВт. час) 48н/д5891. 728Уголь (млн. тн) 16649495703Нефть (млн. тн) 3119288570Чугун (млн. тн) 15958110Сталь (млн. тн) 1812102154Газ (млрд. куб. м) -159815Автомобили (тыс.) 1451027292. 120Тракторы (тыс.) 12915405494Комбайны всех видов (тыс.) 4010101121Цемент (млн. тн) 5,73,885137Ткани всех видов (млн. кв. м) 3. 3002. 1006.20012. 700Обувь кожаная (млн. пар) 21163522820Вся посевная площадь (млн. га) н/дн/д188208Зерновые (млн. тн) 9647136218Поголовье скота (млн. голов) крупного рогатого554797116свиней28115176овец и коз9670138140Мясо (млн. тн) 531220Молоко (млн. тн) 332680109Парк (тыс.): тракторов6843973. 4852. 609зерноуборочных комбайнов182148553655грузовых машин228621. 0541. 443Врачей (тыс.) 1551865981. 305Больничных коек (тыс.) 791н/д2. 3983. 896Клубных учреждений (тыс.) 118н/д129136Театров908892518713Музеев518н/д1. 0122. 311Массовых библиотек73. 63454. 329123. 382133. 700Научные учреждения1. 821н/д4. 7248. 172


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.